Взаимодействие прихода и школы: трудности и перспективы. Выступление катехизатора Белевской и Алексинской епархии Горбачёва А.А. на районной секции Рождественских чтений 12 декабря 2012 года в Щёкино.

Еще четверть века тому назад мало кто в нашей стране даже в своих самых смелых мечтах мог вообразить ситуацию, в которой представители власти, образования и Церкви собираются для обсуждения вопроса преподавания православной культуры в школе. Сегодня мы, слава Богу, воспринимаем такие встречи как норму, что само по себе является свидетельством серьезных положительных изменений в российском обществе. Но, как известно, новые перемены несут с собой и новые трудности. И здесь, далеко не все можно разрешить приказом. К примеру, нельзя дать приказ всем всех любить. Если же такой приказ когда-нибудь увидит свет, то можно быть уверенным, что он останется не исполненным. Также не имел бы смысла приказ знать православную культуру с завтрашнего дня. Отсрочка такого приказа на три недели повысит степень вероятности его исполнения, но можно не сомневаться, что качество исполнения будет невысоким. Чтобы знать православную культуру нужно в этой культуре жить или, по меньшей мере, пользоваться советами представителей этой культуры.

Ввиду сказанного выглядят вполне логичными рекомендации, данные ответственным работникам образования Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России привлекать «представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для... обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур..., организации курсов повышения квалификации» и для работы над методическими материалами по курсу ОРКСЭ.                        Тем не менее, представителей Церкви не могут не настораживать встречающиеся в методических рекомендациях для  преподавателей основ религиозной культуры оговорки, что «в рамках апробации комплексного курса не предусматривается обучение религии», а «содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т. п.) и не включает специальных богословских вопросов».

Здесь мы видим попытку вытеснить за рамки христианской культуры ее вероучительную составляющую. А поскольку согласно церковной традиции вероучение является основой христианского мировоззрения, то подобного рода тенденция может привести нас к абсурдному положению: мы изучаем основы православной культуры, не касаясь самих основ.

Главная проблема здесь заключается в том, что если мы попытаемся преподавать «историю, традиции, нравственные ценности, выдающихся представителей» той или иной религии и, в частности, христианства без рассмотрения «специальных богословских вопросов», то мы попросту лишаем наш предмет смысла., поскольку, к примеру, история древней Церкви это, прежде всего, история догматических движений, понятие «традиции»  в христианстве синонимично понятию «Священное Предание», существенное место в котором занимает богословие. Оно же является первичным по отношению к христианским нравственным ценностям. Что же касается выдающихся представителей христианства, их жизнь без знакомства с их верой может выглядеть набором бессмысленных действий.

Не меньшая трудность ожидает нас в случае, если мы попытаемся рассказывать о христианском искусстве вне вероучительного контекста. Что мы сможем сказать о символике одно- или трехкупольного храма и о рублевской Троице без предварительных понятий о единстве Лиц Святой Троицы? Что мы ответим на вопрос о значении цвета одежд на иконах Спасителя тем, кто не имеет представления о Боговоплощении. Как мы объясним детям структуру росписи православного храма не познакомив их с учением о спасении через соединение со Христом в Церкви?

Конечно, мы не предлагаем превратить школу в богословские курсы. Но мы за то, чтобы помочь разобраться (прежде всего, педагогам) в фундаментальном значении христианского вероучения для православной культуры. И здесь видятся перспективными встречи преподавателей ОПК с представителями православного прихода для ознакомления с церковными предметами. Слава Богу, в Щекинском районе такие встречи проводятся на регулярной основе. Нам остается лишь расширять и углублять имеющийся опыт.

Андрей Горбачев

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика