24 января 2013 года, четверг.

В Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное открытие XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир», которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

В работе форума приняла участие делегация Белевской епархии, возглавляемая Преосвященным Серафимом, епископом Белевским и Алексинским. В состав делегации, по благословению Владыки, вошли одиннадцать человек, среди которых руководители всех профильных епархиальных отделов, сотрудники ОРОиК.

По совершении соборного пения молитвы «Царю Небесный», Предстоятель Русской Православной Церкви объявил Рождественские чтения открытыми и обратился к участникам форума с докладом. Говоря о теме нынешних чтений, Его Святейшество отметил, что «Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачастую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение cиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей и ценностей. Иными словами, евангельское учение заключает в себе такие ценности, усваивая которые, человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность всего общества. На нас, христианах, лежит особая ответственность за сохранение и передачу духовных, нравственных ценностей будущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое общество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческого бытия и всего космоса». В своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также обозначил важнейшие направления в развитии православного образования.

В президиуме форума присутствовали: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; руководитель Администрации Президента РФ С.Б. Иванов; первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П. Торшин; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ Л.И. Швецова; министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов; министр культуры РФ В.Р. Мединский; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе РФО А.Д. Беглов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Я.Е. Нилов; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н Горбенко; президент Российской академии образования Н.Д. Никандров.

На открытии присутствовали архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственных органов и общественных организаций, сотрудники синодальных структур и преподаватели церковных учебных заведений, работники высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России и зарубежья.

В адрес работы собрания XXI Международных Рождественских образовательных чтений были направлены приветствия, которые огласили после доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В своем приветствии Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Эти встречи, впервые прошедшие 20 лет назад, стали значимым событием в жизни страны, примером плодотворного диалога и соработничества Русской православной церкви, органов государственной власти, общественных организаций. По традиции, здесь поднимаются актуальные вопросы, связанные с сохранением нашего богатейшего исторического и культурного наследия, укреплением непреходящих духовно-нравственных и семейных ценностей. Особое внимание на форуме уделяется проблемам образования и просвещения подрастающего поколения, воспитания молодежи в духе патриотизма и гражданственности, уважения к отечественной истории».

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев в приветственном письме обозначил: «Тема нынешних Чтений — роль традиционных ценностей в современном мире. Нравственные основы жизни общества, воспитание подрастающего поколения приобретают сегодня особое значение. Поэтому важно изучить уникальные традиции, которыми славится отечественная педагогика, распространять лучший опыт преподавания дисциплин, направленных на духовное просвещение детей и молодежи. Рассчитываю, что рекомендации Рождественских чтений помогут педагогам, будут способствовать развитию российского образования, решению задач духовного возрождения нашего общества».

Также были оглашены приветствия: председателя Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкина, приветствие мэра Москвы С.С. Собянина, Предстоятелей Поместных Православных Церквей и другие.

С докладами выступили министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов, министр культуры РФ В.Р. Мединский и митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Владыка Меркурий в своем докладе детально изложил направления совершенствования Православного образования и воспитания, которые обозначил в своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Значимая роль в развитии Православного образования принадлежит: формированию системы православных дошкольных учреждений, созданию развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие, совершенствованию методических программ и других вспомогательных материалов, тиражированию имеющегося положительного опыта в регионах, через проведение тематических семинаров и конференций, при широком взаимодействии епархиальных ОРОиК и департаментов образования, созиданию единой образовательной системы РПЦ. Особое значение имеет преподавание дисциплины «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» как приоритетной для воспитания детей из православных семей, желающих изучать свою собственную культуру; подготовка преподавателей предмета «Основы православной культуры»; организация совместной работы и создание специальных органов (Межведомственный совет при Министерстве образования и науки, центральное Методическое объединение по ОРКСЭ), а также соответствующих советов в регионах; создание «Концепции комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования», разработанной в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии представителей Синодального отдела религиозного образования и катехизации (данная концепция предполагает поэтапное расширение преподавания курса и в настоящее время находится на рассмотрении в Министерстве образования и науки). Завершая свое выступление председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ отметил: «…за последние два с небольшим десятка лет, трудами православных педагогов, исходя из практического опыта церковно-государственного сотрудничества мы вплотную приблизились к завершающей стадии создания единой целостной системы религиозного образования в Русской Православной Церкви, которая, надеюсь, уже в самом ближайшем будущем найдет свое отражение в концептуальном общецерковном документе — «Образовательной концепции Русской Православной Церкви», которая готовится по благословению Его Святейшества. Главными принципами этой системы должны стать синергизм традиции и прогресса, творческое соработничество светской и церковной наук, гармония воспитания и всесторонних знаний».

Затем состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Награждение победителей на сцене Государственного Кремлевского дворца провели Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и министр науки и образования Российской Федерации Д.А. Ливанов.

Далее на пленарном заседании прозвучали выступления президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова и митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Завершая пленарное заседание, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что задача Русской Православной Церкви — нести миру свидетельство, проистекающее от апостольских времен и хранимое церковной традицией. Предстоятель отметил: «Дай Бог, чтобы Рождественские чтения помогли всем нам лучше понять все, что связано с главной темой этих чтений, — со смыслом, содержанием, важностью для человеческой жизни традиционных нравственных, богоустановленных ценностей. Дай Бог, чтобы это дало нам возможность поразмышлять о важности самой традиции как механизма передачи ценностей от поколения к поколению, от культуры к культуре».

В работе XXI Международных Рождественских образовательных чтений приняли участие более 10 000 участников — представители 148 епархий Русской Православной Церкви из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Латвии, Эстонии, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, а также делегации Греции и Грузии.

В рамках 17 направлений Чтений состоялись 145 мероприятий на 64 площадках. По направлениям: «Образование и катехизация в Русской Православной Церкви», «Издательская деятельность Церкви», «Традиции, диалог, внешние связи», «Церковь и культура», «Пути промысла Божия и святоотеческое наследие», «Церковь и средства массовой информации», «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества», «Сохранение традиционных ценностей средствами православной миссии», «Церковь и взаимодействие с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями», «Церковь, государство, общество», «Церковь и молодежь», «Миссия Церкви в местах принудительного содержания заключенных», «Cовременные технологии социального служения», «Высшее богословское образование: современные пути развития», состоялись различные мероприятия -  секции, встречи, конференции, круглые столы, мастер-классы, совещания, семинары, концерты. Вместе с традиционными и двумя новыми направлениями работы Чтений («Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире» и «Храмы — национальное достояние России. Возрождение и созидание») впервые в рамках Чтений была проведена серия Рождественских Парламентских встреч, посвященных различным актуальным аспектам общественной жизни. В ходе которых главы и представители комитетов Государственной Думы, представители синодальных отделов и иных учреждений Русской Православной Церкви обсудили наиболее острые вопросы, требующие совместного решения и тесного взаимодействия. Цикл круглых столов Рождественских Парламентских встреч открыла секция «Новое в законодательстве о религиозных организациях», также состоялись круглые столы по направлениям: "Христианские ценности в образовании и воспитании", "Церковь и экология", "Церковь, государство, СМИ", "Связи с соотечественниками", "Социальная деятельность", "Соработничество Церкви, общества и государства в воспитании молодежи".

Представители Белевской епархии в ходе форума приняли участие в работе конференций, мастер-классов и круглых столов по многим направлениям, посетили порядка 40 различных мероприятий, составляющих программу XXI Международных Рождественских образовательных Чтений.

Пресс-служба Белевской епархии

(с использованием материалов официального сайта Московского Патриархата)

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика