25 августа 2013 года, воскресенье.

 

 

Во всех храмах Щёкинского благочиния по завершении Божественной Литургии были отслужены первые в этом году молебны на начало учебного года для всех учащих и учащихся.

На них верующие ученики, студенты и родители с преподавателями испрашивают благословения Божия на предстоящие труды, и молятся, чтобы их старания пошли на благо ближним и Родине и, чтобы подрастающее поколение не поддавалось соблазнам современного мира.

По окончании молебнов священнослужители обратились к молящимся с напутственными словами. Всякое обучение наукам, просвещение, обретение новых знаний не принесут человеку должной пользы, если не будут подкреплены твердой верой. Только имея крепкие нравственно-духовные ориентиры, человек сможет использовать свои знания на благо людей и отечества. Но в получении знаний, воспитании очень важны личные примеры родителей, воспитателей и преподавателей.

 

Обычай совершать молебен в преддверии нового учебного года существовал еще в дореволюционной России. Сегодня молебны "на начало нового учебного года" посещают и преподаватели, и школьники, и родители. Действительно, молиться необходимо перед началом каждого доброго дела, коим, несомненно, является учеба.

Учащимся и студентам покровительствуют многие Православные святые.

 


 

Даже существуют специальные молитвы о помощи в усвоении знаний, обращенные, например, к одному из самых почитаемых и любимых на Руси покровителей учения Сергию Радонежскому или святой великомученице Татиане, покровительнице студенчества.

Есть и особая икона Богородицы, именуемая "Прибавление ума". Но прежде всего молебное пение обращено к Господу Богу. "Еще молимся Господу Богу нашему, о еже ниспослати в сердца, во ум и во уста Духа премудрости, разума и благочестия и страха своегои просветити их светом своего благоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро приятии и спешно навыкнути Божественного закона Его, и всему благому и полезному учению …"

 


 

К превеликому огорчению сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Сегодня многие педагоги приступают к детям с искренним, ясным сознанием и ощущением своей духовной беспомощности. Они признают, что приобретенные ими земные знания –  всесторонние, академические  – вовсе не гарантируют им успеха в учебном процессе. Не гарантируют оттого, что их  услышат: они хотят пробудить активность в слушателях, а те спят; они хотят научить их не любить неправду, а те смеются над правдой. Они воздействуют на умы своих учеников, но их сердца остаются холодными. Следовательно, земные знания должны быть погружены в нечто более существенное, важное, что составляет основу педагогического, воспитательского дела. Такой основой является благодатная сила Духа Святаго, к которому причастен каждый крещеный человек. Мудрость и приобретение знаний имеют своим источником Самого Бога и потому даются от Него, как драгоценнейшие дары тем, которые достойны их. Не всякому даются от роду одинаковые дарования, но всякий может и должен молить Бога, чтобы Он просветил ему ум и вразумил его сердце к познанию. Нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби. Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей (Притч. XVII, 21, 25). Желающие достигнуть прочных знаний должны просить их у Бога, по примеру царя Соломона, который испрашивал дарования ему премудрости.

Благочестивый обычай иметь дома у письменного стола школьника иконочку Пресвятой Богородиц "Прибавление ума". Четыре столетия православные люди обращаются к этой иконе. Родители, замечавшие у своих детей слабый разум или трудности в усвоении начал веры и грамотности, обращались к иконе о прибавлении ума своим чадам. После патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек.  Человек тот был иконописец. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять, кто прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Пречистая заповедала ему написать Ее так, как Она явилась ему, и молиться пред образом и обещала, что если он исполнит повеление, то будет здоров. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери так, как внушал ему Бог. Таким образом, он и написал икону, назвав ее «Прибавление ума» и излечился.

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика