Богословский компонент в подготовке преподавателей ОПК. Выступление катехизатора Белевской и Алексинской епархии Горбачёва А.А. на епархиальных Рождественских чтениях 13 декабря 2012 года в Алексине.

 

В преподавании предмета «Основы Православной Культуры» в общеобразовательных учреждениях Министерство образования и науки Российской Федерации предписывает использовать культурологический подход, что естественно для светской школы и приемлемо для Православной Церкви. При этом важно помнить, что сам по себе культурологический подход определяет не содержание предмета, а метод преподавания. Довольно часто можно встретить мнение, что культурологический подход исключает из предмета богословские вопросы. Это недоразумение, поскольку подход обозначает метод, с помощью которого педагог излагает само содержание предмета. Содержания же предмета определяется не методом, а его названием.

Что касается названия предмета «Основы православной культуры», то в нем существует некоторая двусмысленность по причине неоднозначности понятия «основы». Понятие это обозначает основание, т. е. — фундамент, и в этом смысле основой Церкви, православной веры, православной нравственности и православной культуры не может быть никто и ничто, кроме Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Как писал апостол Павел: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). В знании воплотившегося Бога Слова существенное значение имеет знакомство с богословским учением Церкви. Впрочем, святые отцы не ограничивали богословие  знанием чисто теоретическим, но связывали его с молитвою: «Если ты богослов, — говорили они, — то ты чисто молишься, если ты чисто молишься, то ты богослов». Понятно, что авторы курса ОРКСЭ были далеки от такого понимания «Основ православной культуры». Тем не менее, знакомство с этой трактовкой полезно для того, чтобы не уйти от христианской традиции в область фантазий.

Если говорить не об основе, а именно об основах православной культуры, то здесь представляется допустимым указать на христианские добродетели, среди которых апостол Павел выделяет три — вера, надежда, любовь. Как видим и здесь на первом месте поставлена вера. И это не случайно, поскольку в христианской традиции именно догмат, богословское учение является основанием христианской нравственности, а не наоборот. Христианская вера первична по отношению к нравственности и неразрывно связана с ней. Мало того, если рассуждать с церковных позиций, сама вера является добродетелью и необходимой составляющей христианских нравственности и культуры. «Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28-29). Это понимание основ православной культуры в сравнении с предыдущим несколько ближе к тому содержанию предмета, которое вкладывали в него разработчики курса, но все же значительно от него отличается.

Авторы курса ОРКСЭ под «основами религиозной культуры» понимают элементарные знания по предмету. Но «элементарные» не значит случайные, отрывочные и ущербные. Сама школа существует, чтобы давать учащимся систематические знания, а это невозможно без знакомства с вероучением, поскольку вероучение является не только необходимой составляющей православной культуры, но и ее фундаментом, т.е., опять же – основой. Без знакомства с православным вероучением остается невозможным понимание истории Церкви, ее традиций и нравственных ценностей. Надо признать, что все существующие школьные учебники по ОПК рассматривают богословские темы в форме адаптированной для детей 4-5 классов. Никто, естественно, не предлагает превращать предмет ОПК в богословские курсы. Но все же, наиболее важные моменты православного вероучения должны быть разъяснены учащимся. И здесь хорошую службу преподавателю ОПК может сослужить именно культурологический подход. Примеры, факты, исторические события, литературные отрывки сделают для ребенка более доступными и понятными трудные вопросы вероучения.

Но чтобы преподносить детям в доступной форме вероучительные истины, необходимо самому педагогу хорошо в них ориентироваться. А для этих целей может быть перспективным сотрудничество школы и Церкви на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях. И мы имеем законные основания для такого рода сотрудничества, поскольку в «Дополнении к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ» Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 30 апреля 2010 года находим рекомендации привлекать «представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в… организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса».

Такого рода сотрудничество можно было бы организовать в форме курсов на базе главного прихода церковного благочиния, что сделало бы возможными не только расширение и углубление знаний, но и обратную связь, т.е. – взаимообогащающее общение представителей Церкви и образования.

 

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика