О роли родителей в преподавании "Основ Православной Культуры".

 

Что означает выбор ОПК для учащегося и его родителей, семьи.

 

Предлагая родителям выбор предмета (модуля в рамках комплексного курса) «Основы православной культуры», целесообразно, прежде всего, обратить их внимание на то значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации, а православное христианство для формирования русской цивилизации, государственности и культуры в нашей стране. Поэтому даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которые оно хранит и которые являются актуальными в современности. «Культура — это святыня народа, святыня нации», писал академик Дмитрия Сергеевич Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру и создали её благодаря Православию. Именно с принятием православного христианства на Руси стала развиваться архитектура, живопись, музыка, литература, законодательство, распространяться грамотность.

Русский народ фактически родился как историческая нация под Ликом Христа, и мы не преувеличим, если скажем, что Россия, которую мы знаем сегодня, от Балтики до Тихого океана создана, прежде всего, трудами и подвигами множества поколений православного русского народа. Поэтому и сегодня опора на Православие, отечественные традиции и культуру даёт возможность для формирования правильных ориентиров в процессах образования и воспитания подрастающего поколения.

Можно отметить также, что содержание учебного предмета по православной культуре в целом [7], и даже в узких рамках модуля и учебника по ОПК в составе комплексного курса «Основы религиозных культур и светской тики», имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, та и особенно историей России. Многие образы, герои, мотивы их поведения, условия жизни в произведениях русских классиков будут более понятны для учащихся благодаря изучению ОПК. Например, ознакомившись с православной монашеской традицией, которой посвящен один из разделов учебника [8], школьнику будет более понятен выбор и мотивация Алеши Карамазова в произведении Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Многие, произведения русских классиков — часто плод размышлений автора над «книгой книг» — Библией, Евангелием. Без знания основ православного христианства многое остается непонятным в истории России, жизни народов Европы, мировой истории и культуре. Таким образом, изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.

И всё-таки главное, что даёт выбор родителями, семьей учебного предмета (модуля) по Основам православной культуры — это возможность систематического (к сожалению, пока что очень малого, недостаточного по времени) изучения и приобщения ребёнка к православным христианским нравственным и культурным ценностям, истории и культуре Русской Православной Церкви. Открывает для него мир Православия, вернее, пока только лишь приоткрывает окно в этот мир в том случае, если какие-либо другие учебные курсы по ОПК уже широко не преподаются в школе.

Но выбор семьей изучения ОПК — это двусторонний процесс. Поэтому не менее значимым тезисом в общении с родителями, помимо разговора о том, что может дать изучение ОПК их ребёнку, семье, является и тезис о взаимной ответственности за такой выбор.

Органы управления образованием разного уровня, школа в лице администраторов и учителей, Русская Православная Церковь в лице епархиальных структур по эксперименту в регионе и Синодального отдела религиозного образования и катехизации несут каждый свою ответственность за организацию и качество преподавания ОПК. Но есть ответственность и семьи ребёнка, да и самого школьника, несмотря даже на его малолетний возраст. Именно такой подход и такое отношение будут конструктивными для того, чтобы родители и сам ребенок внесли максимальный вклад в успешность эксперимента и в целом развития преподавания ОПК в российской школе.

В собеседованиях, выступлениях перед родителями, избравшими для своего ребенка изучение ОПК, целесообразно указывать на то, что таким выбором семья фактически декларирует или свою принадлежность к Русской Православной Церкви или, по крайней мере, предпочтительное отношение к православной христианской традиции, культуре, ценностям. Во всяком случае, это означает согласие и желание, чтобы их ребенок изучал историю и традиции Православия, имел возможность свободно и добровольно приобщаться к православной культуре, традиции. В ином случае лучше избрать для изучения другой предмет.

Конечно, Церковь заинтересована в том, чтобы как можно больше семей в нашей стране, имеющих православные корни в своей семейной истории, православных предков избрали для изучения их детьми Основы православной культуры. Чтобы эти семейные традиции восстанавливались и продолжались. Не говоря уже о той части российского общества, которая тесно связана с Церковью, ведет церковный образ жизни. Однако, если семья, родители, не согласны чтобы их ребенок открыл свой разум и сердце для Христовой Истины, сохраняемой в церковной ограде, без чего немыслим никакой компетентный разговор о православной культуре и православное духовно-нравственное воспитание, то лучше подождать и не записываться на ОПК.

 Для отстраненного взгляда на религиозную культуру с позиции стороннего наблюдателя есть упомянутый выше предмет по религиоведению.

Необходимые условия для воспитания — свобода и ответственность. Свобода без ответственности — распущенность, а ответственность без свободы — рабство. Всякий свободный выбор влечёт за собой определенную ответственность. Родители школьника, избравшие для него изучение ОПК, должны сознавать, что это может потребовать от них помогать ребенку в освоении нового для него предмета, внимательно и бережно относиться к его чувствам и эмоциям, связанным с этим предметом, постараться уделить отдельное время на общение с ребёнком именно по вопросам изучения им Православия.

Также родители должны сознавать, что их обязанностью является выяснить и ясно представлять себе, кто и что будет преподавать их ребёнку по ОПК в школе. Надо ознакомиться с пособием, познакомиться и с учителем, который будет вести ОПК, выяснить его личное отношение к предмету, квалификацию, а при возможности уровень и качество знаний им православной христианской традиции. И если станет очевидно, что для учителя это просто дополнительная нагрузка, а сам он абсолютно равнодушен к Православию или будет вынужден «перебегать» по разным группам для преподавания ОПК, исламской культуры, этики и т.д. по очереди — надо заявить об этом директору школы и в епархию. И потребовать дать для преподавания ОПК подготовленного учителя именно по ОПК, кандидатура которого согласована с епархией.

Здесь особая ответственность ложится на церковные семьи, церковных родителей, которые могут и должны помочь другим родителям из своего класса или своей школы сориентироваться. При явных признаках того, что назначенный учитель по ОПК сам далёк от православной традиции, не разделяет основных ценностей Православия, тем более, если он выступает с антицерковных позиций, именно религиозная часть родителей должна в первую очередь добиваться его замены. Добиваться назначения на эту должность человека, который не только подготовлен к ведению ОПК по экспериментальному пособию, но и сам уважает и принимает ценности православной культуры. Такие учителя есть практически во всех регионах, если не в данной школе, то в соседней.

Родители могут потребовать, чтобы кандидатуры учителей ОПК (как и учителей по другим предметам, модулям) не назначались администрацией, а рассматривались и обсуждались в органах школьного самоуправления, на школьных советах, конференциях, по крайней мере, на родительских собраниях в классах, чтобы выбор таких учителей был согласован с родителями учащихся. На таких собраниях родители сами или с участием представителей епархии могли бы высказаться по предлагаемым кандидатурам учителей, принять или отвергнуть какие-то из них, предложить свои кандидатуры.

 

Роль родителей, семей, граждан в преподавании ОПК в рамках эксперимента и в целом в изучении православной культуры в школах.

 

Право на изучение Православия не по критическим сочинениям атеистов-религиоведов, а так, как оно понимается и сохраняется в Церкви, и приобщения своих детей на добровольной основе к духовно-нравственной культуре и ценностям Православия — неотъемлемое право граждан России. В этом отношении уже ведущееся во многих регионах и школах преподавание учебных предметов по православной культуре, и преподавание ОПК в рамках эксперимента — это не «подарок» Церкви или православным верующим, а удовлетворение образовательной потребности существенной части граждан, семей в Российской Федерации. Граждане, семьи, придерживающиеся других религиозных духовно-нравственных традиций, или с другим отношением к религии, имеют возможность избрать для изучения их ребенком другой учебный предмет духовно-нравственной воспитательной направленности.

Также это и не «миссионерский проект» Церкви, поскольку Церковь не навязывает изучение Православия всем семьям, гражданам, детям.

Наоборот, множество граждан, семей в нашей стране сами желают, чтобы их дети изучали православные традиции и культуру в процессе получения общего образования. В прошедшие годы десятки и сотни тысяч таких обращений, коллективных писем были направлены в органы государственной власти разного уровня. Люди понимают, что образование юного человека не может исчерпываться только накоплением рациональных знаний о мире, но должно образовывать, прежде всего, его личность, соединять её с историей и культурой нашего народа прочными и глубокими знаниями, тесными эмоциональными, духовно осмысленными связями. Это особенно актуально в современном мире — открытом, глобализирующемся, где без твердой нравственной и культурной опоры молодежь оказывается буквально «на семи ветрах», под воздействием множества деструктивных, разрушительных влияний.

Церковь откликается на призыв наиболее социально активной части православного народа — в сотрудничестве с государством, педагогическим сообществом возвратить преподавание Православия в нашу школу, сделать его доступным для любого ребёнка в России, для каждой семьи в нашей стране независимо от места проживания.

Как уже отмечалось, родителей следует ориентировать на активную гражданскую позицию заказчика содержания общего образования, в частности заказчика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной, воспитательной направленности. Такая позиция определяет и позицию участника в процессах организации и обеспечения преподавания ОПК (как и всех других учебных предметов (модулей) в рамках комплексного курса, да и всего содержания обучения и воспитания в школе в целом).

Введение преподавания ОПК в рамках обязательной части школьной программы требует большей самоорганизации родительского коллектива в школах, а также взаимодействия епархии с родителями школьников.

Желательно постепенное формирование в каждом образовательном учреждении родительского актива из числа родителей школьников, выбравших для своих детей изучение ОПК.

На собраниях этого актива в школах с участием представителей епархии могут обсуждаться все вопросы с преподаванием ОПК в рамках эксперимента, в том числе вопросы помощи учителям ОПК в проведении занятий, внеурочных и внешкольных мероприятий. Из числа группы родителей в школе, где изучается ОПК, можно выбрать полномочного представителя этой группы для участия в более широких мероприятиях и координации с епархией. Лучше, если таким полномочным представителем будет клирик, если в данной школе обучаются его дети, один из родителей школьников из церковной семьи, поскольку в этом случае они смогут более профессионально участвовать в обеспечении идентичности преподавания ОПК в школе историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.

Периодически желательно проводить собрания полномочных представителей родителей учащихся, изучающих ОПК от школ в округе, городе, регионе. На таких собраниях с участием руководства епархиальной комиссии по преподаванию ОПК могут обсуждаться вопросы:

-        тематики и содержания родительских собраний в школах по вопросам проведения эксперимента, преподаванию ОПК;

- информирования родителей в школах о новых государственных и церковных документах, материалах по эксперименту и целом по вопросам преподавания ОПК в регионе, стране;

- поддержки родителями инициатив и предложений епархии по вопросам оптимизации преподавания ОПК в рамках эксперимента и др.;

-        взаимодействия школ, учителей ОПК в данной школе с ближайшими церковными приходами;

- организации проведения мероприятий с целью подведения промежуточных итогов преподавания ОПК в рамках экспериментального курса;

- исследования епархиальной комиссией мнений родителей школьников о преподавании  ОПК  и  других  предметов комплексного  курса,   проведения анкетирований, опросов учащихся, учителей, родителей;

- ознакомления родителей с содержанием комплексного курса в целом и программой по ОПК, методическим обеспечением, новыми пособиями;

- обеспечения школы учителями по ОПК, качество их подготовки и участие в ней церковных представителей и специалистов;

- профилактики возникновения проблемных, конфликтных ситуаций в школах в связи с преподаванием ОПК и комплексного курса в целом и участия, в случае их возникновения, в их конструктивном разрешении и др.

Оптимальная модель церковно-общественного взаимодействия в процессе апробации комплексного курса, которую надо постепенно выстраивать, должна включать полномочного представителя родителей, выбравших для изучения ОПК в каждой школе, их объединение и координацию при кураторстве епархии на всех уровнях (район, регион). В составе епархиальной комиссии по ОПК и эксперименту также должны быть представлены родители.

Преподавание ОПК в объеме всего фактически менее 35 часов (учитывая общие уроки в начале и в конце учебника) в настоящее время создаёт проблемы, угрожающие достижению тех результатов эксперимента, которые ожидают от него семьи, сознательно избирающие ОПК, православное сообщество. В числе таких проблем, о которых должны знать родители и совместно с епархиальными комиссиями стараться их преодолевать, следует выделить:

- размывание конфессиональной идентичности ОПК как самостоятельного учебного предмета по истории и культуре Русской Православной Церкви, сведение его к одному из разделов (модулей) фактически-сравнительно-религиоведческого-курса, не способного решать задачу духовно-нравственного воспитания детей (курс ОРКиСЭ сводится к одному из его модулей — по религиоведению);

- подмена цели преподавания ОПК: вместо изучения истории и традиций Православия в связи с мировоззренческим и культурным самоопределением, выбором   семьи,   приобщения   ребёнка   к   духовно-нравственной   культуре Православия, в чём и заинтересованы родители школьников — воспитание взаимного уважения представителей разных религий, культур и т.п. Для решения задач воспитания взаимного уважения представителей разных религий, культур в школе существует учебный предмет Обществознание, являющийся базовым для формирования гражданственности,  российской   гражданской   и   культурной идентичности школьников. На эту цель ориентировано преподавание и всех других гуманитарных предметов, а также воспитательная работа в школе. Преподавание же религиозных культур и этики по выбору не должно противоречить этим основным задачам воспитания детей в школе (в рамках общего гражданского воспитания), но в то же время имеет и свою воспитательную задачу для каждого из предметов, в связи с чем, собственно, и осуществляется выбор предмета семьей школьника;

- подготовка учителей по всем модулям одновременно, а не полноценная подготовка   учителей   по  каждому  из   предметов   (модулей)  отдельно,   по религиозным культурам — обязательно с участием специалистов религиозных конфессий   и   на   основе  одобренных   конфессиями   программ   подготовки. Подготовленные по всем предметам (модулям) учителя фактически некомпетентны ни в одном из предметов, в частности неспособны преподавать и ОПК так, как того ожидают «заказчики» — родители, семьи, выражающие принадлежность или преимущественное отношение к Русской Православной Церкви. Вполне возможно, что они лично равнодушны (особенно если назначены преподавать ОПК, а не сами выразили такое желание) к Православию или даже могут испытывать неприязнь к Церкви, что не позволит достигать тех образовательных и воспитательных результатов  изучения ОПК,  на  которые рассчитывают большинство семей, избирающих изучение ОПК для своих детей;

- исключение из участия в апробации комплексного курса учителей, имеющих опыт преподавания ОПК, недопущение их к подготовке в качестве наставников (тьюторов)   и   непосредственно  учителей   ОПК  в   школах.   Это   фактически противоправные «запреты на профессию» по признаку отношения граждан к религии. Они противоречат и установке Президента РФ Д.А. Медведева о том, что данный проект предназначен для развития уже существующей практики изучения в школах религиозных культур, выведения её на более высокий, федеральный уровень. Президент определённо поддержал существующую практику преподавания религиозных культур в регионах России и взаимодействие в этом процессе органов власти и религиозных организаций (см. цитата из его выступления в п.1). Отстранение учителей, прошедших в регионах ранее подготовку по ОПК, имеющих опыт преподавания ОПК от участия в эксперименте, таким образом, противоречит и праву и позиции главы нашего государства. Представителям епархий вместе с активом родителей надо противодействовать таким явлениям на местах;

- исключение церковных и светских православных специалистов от участия в разработке содержания образования по ОПК (прежде всего в материалах нового ФГОС общего образования) и содержания программ подготовки учителей в центре (в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) и некоторых регионах. Позиция Русской Православной Церкви состоит в том, что в преподавании ОПК могут использоваться только учебники, пособия, любые иные образовательные материалы, которые разработаны при участии организаций Русской Православной Церкви или успешно прошли в них конфессиональную экспертизу на предмет соответствия историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви. Любые другие пособия и образовательные материалы не рекомендуются для использования при преподавании ОПК. Церковь не может отвечать за их содержание, они могут не соответствовать образовательным целям преподавания ОПК, содержать искажённые сведения о Православии, нести вред духовно-нравственному развитию ребёнка в понимании православной христианской традиции. Родители должны быть предупреждены об этом, инициативно интересоваться тем, каким образом кандидатура учителя по ОПК согласована с церковными организациями, какие пособия для учащихся использует или планирует использовать учитель по ОПК, какие методические, вспомогательные пособия, материалы он использует или ему рекомендуют использовать для его подготовки.

Проводимый эксперимент по включению изучения религиозных культур народов России по выбору (духовно-нравственной культуры народов России) в основную, обязательную часть школьной программы является только одним из путей возвращения традиционной духовной культуры в российскую школу. Получить какое-либо серьёзное представление о православной вере и культуре за две учебные четверти преподавания ОПК в рамках эксперимента, формат которого задан Министерством образования, — невозможно. Тем более невозможно рассчитывать на какие-либо значимые воспитательные результаты без многолетнего систематического изучения и деятельного «погружения» в систему христианских нравственных ценностей, православную традицию.

С учётом этих обстоятельств желательно предложить родителям, которые выбрали для изучения их детьми ОПК, взаимодействовать на постоянной основе с епархией не только по вопросам преподавания ОПК в рамках эксперимента, но и в целом по вопросам расширения преподавания ОПК в рамках существующих возможностей школьной программы. Епархия может принять участие в создании общественного объединения родителей (как и методического объединения учителей православной культуры) в рамках муниципального образования, региона, епархии. Всё это поможет развивать преподавание православной культуры в школах и за счёт ресурсов вариативной части Базисного учебного плана (в новом стандарте общего образования — части, формируемой участниками образовательного процесса), занятий дополнительного образования, воспитательных мероприятий, праздников православной христианской направленности для желающих участвовать в них семей, учащихся, учителей.

Помощь родителей, родительских объединений учителям в преподавании ОПК в школах может быть максимальной в проведении внеурочных занятий и внешкольных мероприятий. В этом отношении целесообразно учитывать Разъяснения Синодального отдела религиозного образования и катехизации к указанным выше Методическим материалам по вопросу проведения занятий и мероприятий в храмах, в церковных приходах, других церковных организациях [2]. Прежде всего, это положение о том, что светский характер образования по комплексному курсу, как и в целом светский характер образования в государственной и муниципальной школе, не препятствует проведению коллективных, согласованных со школой и правильно организованных посещений учащимися культовых сооружений религиозных организаций. Такие посещения могут быть включены в программу преподавания по религиозным культурам, равно и по любым другим учебным предметам в школе. При этом учитель или другой представитель школы не вправе препятствовать детям свободно выражать свою религиозную принадлежность, принимать участие в церковных богослужениях, Таинствах и обрядах, празднованиях, если это не мешает реализации образовательной программы или установленному регламенту мероприятия. В то же время, при проведении таких мероприятий, занятий на базе церковных организаций недопустимо никакое принуждение учащихся к практическому участию в богослужениях, Таинствах, обрядах, празднованиях, выражению своей религиозной принадлежности (п.2.7 Разъяснений).

 

Можно ли сменить изучаемый вашим ребенком учебный предмет (модуль) и как это сделать?

 

Подготовка и выпуск Методических материалов Министерства образования и науки по эксперименту [2] с детальными письменными указаниями по этому вопросу, к сожалению, были осуществлены с запозданием, что отрицательно отразилось на проведении первого этапа эксперимента в части соблюдения прав родителей на выбор предмета обучения для своего ребёнка. В результате имели место нарушения добровольности выбора предмета (модуля) обучения в ряде школ, муниципальных образований, регионов. Частично они были исправлены в прошедший период, но неуважительное отношение к свободе выбора предмета продолжает, к сожалению, сохраняться у многих руководителей органов власти, руководителей и работников образования на местах.

Методические указания Минобрнауки России, которые были подготовлены с участием представителей религиозных организаций, в том числе специалистов и экспертов Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в данном случае являются вполне определенными и категоричными: «Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка».

Здесь же было помещено указание на возможность смены предмета обучения в середине первого цикла преподавания экспериментального курса, т.е. до начала 2010-2011 учебного года: «Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 — 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» 15 марта 2010 г. рекомендовал субъектам Российской Федерации предусмотреть организацию возможности смены модуля для тех родителей (законных представителей), которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор после первого этапа апробации курса ОРКСЭ (IV четверти 4-го класса)».

Это касается смены модуля или предмета обучения для тех, кто был лишен свободного выбора на первом этапе эксперимента.

В начавшемся 2010-2011 учебном году должен быть обеспечен выбор предмета изучения на следующий, второй цикл эксперимента: преподавание комплексного курса в последней четверти 2010-2011 учебного года в 4-х классах и первой четверти 2011-2012 учебного года в 5-х классах. Епархиальные комиссии по эксперименту должны отслеживать ситуацию и контролировать процедуру выбора родителями учебного предмета. Желательно участие в этом и родительских общественных объединений, групп родителей на местах. Родителям школьников, родительским объединениям можно предлагать сообщать о затруднениях в выборе Основ православной культуры в епархиальную комиссию по эксперименту (по преподаванию ОПК). Особенно это касается семей, которые решат выбрать для своего ребёнка изучение ОПК, отказавшись от изучения другого предмета (модуля) комплексного курса, выбранного ими на первом этапе.

В нормальных условиях возможность смены изучаемого ребёнком предмета на Основы православной культуры должна обеспечить школа, а родителям можно рекомендовать как можно раньше подать письменное заявление о такой смене директору школы (оставив себе ксерокопию) и проинформировать об этом представителей епархии по указанным ими телефонам. В епархиальных комиссиях необходимо собирать данные о таких родителях, школах, чтобы помочь им, при необходимости, обеспечить изучение их ребенком ОПК.

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика