Календарь Страстной седмицы.

 

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвящен­ная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смер­ти, погребению. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия.

 

В Великий понедельникЦерковь вспо­минает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братья­ми в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоми­нается иссушение Господом покрытой бо­гатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинно­го покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В понедельник Страстной седмицы Па­триарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной сед­мице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и по­том все время варят на малом огне, постоян­но перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди чита­ют Святое Евангелие, а диаконы перемеши­вают миро веслами. Освящение мира совер­шается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией.

Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им пома­зывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Ии­суса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания

 

В Великий ВторникХристос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В этот день Церковь вспоминает прит­чу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Хри­стовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесоо­бразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда го­ворит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвори­сте» (Мф. 25, 40).

 

В Великую средувспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазав­шая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовив­шая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским ста­рейшинам за 30 сребреников (сумма, до­статочная в те времена для приобретения небольшого участка земли даже в окрест­ностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Прежде­освященных Даров в последний раз про­износится молитва преподобного Ефре­ма Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таин­ство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.

 

В Великий четвергвспоминается в бо­гослужении важнейшее евангельское со­бытие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Свято­го Причащения (Евхаристии). В четверг Страстной седмицы все православные причащаются Святых Христовых Таин.

На литургии в кафедральных собо­рах при архиерейском служении совер­шается обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного перед кафе­дрой места 12 священникам, изобра­жающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

 

День Великого пяткапосвящен вос­поминанию осуждения на смерть, Крест­ных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становятся к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Еванге­лий Святых Страстей – 12 отрывков Но­вого Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Ве­ликого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащани­цы не никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В конце вечерни Великой пятницы со­вершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие приклады­ваются к Плащанице с пением тропарей.

 

Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет об этом дне:

Так кончилась страшнейшая и величайшая драма истории мира. Безжизненно повисло на разодранных ранах от гвоздей пречистое Тело Спасителя нашего… Низко опустилась на грудь мертвая глава. И так оно долго висело.

Уже разошлись, бия себя в грудь, те окаянные, которые Его распяли, а тело все висело и висело – долго висело… Висело, доколе не пришли блаженные тайные ученики Христовы, «фарисеи» Иосиф и Никодим, и сняли со креста окровавленное тело Спасителя, и положили его на разостланное на земле чистое полотно, обмыли кровь и грязь, и положили на другую плащаницу, чистую и сухую. На плащаницу… и вот пред вами плащаница с телом Иисусовым… О Господи наш, Господи! Что же это такое? Как могло это случиться?! Разве не говорил Он апостолу Своему Петру, когда в Гефсиманском саду отсек он ухо рабу первосвященника: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26, 52-53).

Да, да, Он мог это сделать, но Он этого не сделал.

Он добровольно, добровольно – запомните на всю жизнь это слово – совершенно добровольно претерпел страшную казнь, отдал жизнь свою за жизнь мира на кресте.

Скажите, когда это было до Христа? Когда это было возможно, чтобы тот, кто не имел бы власть избежать неприятностей, избежать даже смертной казни, не использовал бы этой своей власти? Когда бывало, чтобы шел человек добровольно на смерть? Это было после Христа, было со многими мучениками Христовыми, но до Христа никогда, никогда не было.

Бог, Троичный в Лицах, в предвечном Своем Совете нашел средство к тому, чтобы не остались безнаказанными грехи мира: Он возложил их на Сына Своего, на Господа Иисуса Христа. «И Он понес грехи наши и мучим был за беззакония наши».

О, как понять, как постигнуть это? Это страшно, этого постигнуть нельзя, это одна из величайших тайн Божиих. И никогда ум человеческий не сможет понять, почему и как надо было, чтобы за грехи мира так страшно изъязвлен был Христос Сын Божий.

Не должны ли со смирением, с глубоким преклонением познать и запомнить навсегда одно – что смерть Христова на кресте была добровольной смертью за грехи наши – за грехи мои, за грехи ваши, за грехи отцов наших.

 

В Великую субботуЦерковь воспоми­нает погребение Иисуса Христа, пребыва­ние Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожи­давших Его пришествия, и введение бла­горазумного разбойника в рай.

Богослужение Великой субботы служит переходом к наступающему дню, считающемуся Праздником праздников, - Воскресению Христову. Кроме строгого поста, провождение дня Великой субботы в древности отличалось особенной внутренней сосредоточенностью и торжественной тишиной в церковной жизни.

«Что это? - говорит святой Епифаний в своей беседе на Великую субботу. - Сегодня господствует на земле великое молчание и покой. Глубокое молчание, потому что почил Царь. Земля страшится и пребывает в покое, потому что почивает Бог во плоти и пробуждает от века почивших. Умер Бог во плоти, и ад трепещет. Бог почил на краткое время, чтобы пробудить тех, которые во аде.»

В Великую субботу освящают куличи, пасхи и яйца. Верующие готовятся к светлому Христову Воскресению, чтобы на самой радостной службе святой Пасхи Христовой соединиться со Христом в Таинстве святого Причащения.

 

Песнопения Страстной седмицы.

 

Великий понедельник, Великий Вторник, Великая Среда.

 

Тропарь.

 

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися: но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею поми­луй нас.

 

 

Великий Четверг.

 

Тропарь.

 

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злоче­стивый сребролюбием недуговав омрача­шеся, и беззаконным судиям Тебе, пра­веднаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребив­ша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

 

 

Великая Пятница.

 

Тропарь.

 

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния об­лагается, Иже Ангелов Царь: в ложную ба­гряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободи­вый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: по­кланяемся Страстем Твоим, Христе, пока­жи нам и славное Твое Воскресение.

 

Не рыдай Мене, Мати…

 

Не рыдай Мене, Мати, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающыя.

 

 

Разбойника Благоразумнаго.

 

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя

 

 

Великая Суббота.

 

Тропарь.

 

Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чи­стою обвив и вонями, во гробе нове по­крыв положи.

 

Другий тропарь.

 

Мироносицам женам при гробе пред­став Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же нетления явися чуждь.

 

 

 

Как провести Страстную седмицу,

чтобы быт не поглотил бытие.

 

(Протоиерей Максим Козлов, настоятель Домового храма МГУ.)

 

Страстная седмица – это время, когда все до­стигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специ­ально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь де­лать в степени максимального развития.

От нас с одной стороны потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответствен­ное осознание своего участия в богослужени­ях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, кото­рые учатся или работают, не будут иметь воз­можность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать вы­держки из Триоди постной Службы Страстной седмицы, которые многократно были изданы.

Во-вторых, у каждого есть возможность чи­тать Евангелие о каждом дне Страстной не­дели. Может быть, хорошо день начинать с чтения Евангелия о том или ином страстном дне. Конечно, есть дни, вне которых нужно все усилия приложить, чтобы не остаться. По­думать заранее, перенести зачет, договорить­ся с начальником, взять отгул. Это Богослу­жение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. Богослужения Великого Пятка, с последованием Страстей Христовых, с вы­носом плащаницы. И в особенности часто пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего по­нимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начина­ется Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскре­сения Христова.

Конечно, на Страстной каждый, кто не име­ет каких-то абсолютных препятствий, дол­жен постараться в эти дни, может быть и не­однократно, приобщиться Святых Христовых Таин.

Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу по­ста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает и соответственно, должны быть го­товы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подой­ти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.

Если просят помочь убраться дома к Пас­хе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» бу­дет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но конечно в каждой семье должны быть, особенно, если есть ма­ленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую.

И последнее. Жизнь в Церкви церковного че­ловека богата и многообразна. Помимо бытия в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предвари­тельные попечения о пасхальных яствах, кото­рых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи, как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.

 

По материалам еженедельной газеты «Православие и мир» №14.

 

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика