«Светопись тайны».


 

Проведение выставок и мастер-классов к православным праздникам – добрая традиция, сложившаяся в Щёкинском городском художественно-краеведческом музее. Вот и теперь, в преддверии светлой Пасхи, на Вербной неделе, здесь состоялось открытие выставки экспонатов из фондов Тульской духовной семинарии «Светопись тайны».

 

 

Спасенные реликвии

Необычайно выразительное название – «Светопись тайны», подобранное сотрудниками музея, оказалось как нельзя более подходящим к экспозиции, в которой представлены настоящие реликвии, отметила заведующая музейным фондом церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии Марина Михалева.

Наступающая после Вербного воскресенья последняя неделя Великого поста, Страстная седмица, предшествует самому светлому празднику для верующих – Воскресению Христову. Потому особенно символично, что коллектив музея с его директором Надеждой Кузнецовой организовал дивную выставку именно в это время, подчеркнула Марина Александровна.

В эпоху возрождения православных традиций, начавшуюся с конца 20 века, все больший интерес вызывает духовная жизнь, жизнь церкви у людей самых разных поколений.

…Евангелие – в тяжелом переплете, окованном металлом, украшенное серебряными накладными иконами – царит в центре всей экспозиции. У этой книги – нелегкая судьба. В черную пору разорения храмов в стране Советов и ее не миновала тяжкая доля: злые руки сорвали серебряный переплет, а книгу выкинули за ненадобностью. Другие руки подобрали и, не считаясь с опасностью, спрятали, спасли Благую весть. Так в переводе с греческого звучит слово Евангелие…

Чудом уцелели и накладные серебряные образы Христа с предстоящими Божьей матерью и Иоанном Предтечей и образы четырех евангелистов, написавших бессмертный текст Евангелия, – небольшие иконки, располагавшиеся поверх переплета.

Впоследствии замечательную книгу облачили в бархатную обложку красного цвета – цвета Пасхи, заботливо и надежно облекли в прочный металл, вернули на место серебряные образы. Спасенное Евангелие находилось в женском монастыре на окраине Тулы, а затем было подарено Тульской духовной семинарии.

 

Путешествие по Евангелию

В наши дни металлический переплет послужил одновременно забавному и великому происшествию. В музей духовной семинарии пришли студенты из политехнического университета. Технари, что называется, до мозга костей, заранее настроенные весьма скептически, не скрывали своих атеистических настроений и были твердо убеждены, что в храм идут одни «слабаки».

Заведующая музейным фондом старалась донести до этих душ хоть мизерную искорку уважения к вере… И до сих пор вспоминает с изумлением, какой путь нашел Господь, чтобы тронуть сердца: увидев внушительных размеров Евангелие, они поразились… его металлическому переплету и приблизились кучно и дружно, как к чему-то родному. И стали спрашивать и слушать со вниманием, о чем же поведает эта необыкновенная книга желающему услышать.

– Это самая глубокая, дающая нескончаемую пищу уму и сердцу, и в то же время самая парадоксальная книга в мире. Можно сколько угодно повторять известные всем сюжеты: вот Рождество, а вот – Крещение, вот Господь проповедует в Святой земле, а вот – его распинают… И вот – Христос воскрес! И далее следует Проповедь Благой вести. Все знакомо, ничто не вызывает удивления. Но вот дальше при чтении начинаются трудности, несведущему никак не согласиться с тем, что, например, «блаженны плачущие». Разве плачущий может быть счастлив?

Однако, по некотором размышлении, если дать себе труд проанализировать свой, пусть небольшой, жизненный опыт, будешь вынужден честно признать: да, искренние слезы омывают душу, она очищается, и человек становится лучше, счастливее.

Недосказанность, недоговоренность, какую ощущает читатель, путешествующий по Евангелию, побуждает возвращаться к пройденному, соотносить одно с другим, искать ответы и в итоге служит тому, чтобы человек включился в движение этой загадочной книги. И шел вместе с нею все дальше, вперед, вперед, без конца…

 

В прошлом – атеист, ныне – митрополит

Так шел когда-то студент московского педагогического института имени Ленина Андрей Кутепов, сделавший свой первый шаг к вере православной в Троице-Сергиевой лавре. Ныне – митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. С его слов рассказывает Марина Михалева чудесную историю обретения православным тульским людом своего владыки.

Комсомолец, отличник, убежденный атеист, за активность в борьбе за строительство коммунизма получил очередную награду – путевку на поездку по Золотому кольцу. В программу входило посещение Загорска, лавры. Ехал туда безо всякого желания, скорее, против воли, исключительно из чувства общественного долга. С опаской подумывал, что придется подойти близко к мощам святого. Нет, чтобы похоронить умершего (да еще много столетий назад!) человека по-людски. Попав в лавру, испытывал чувства соответственно своему настроению, и когда все подошли к мощам, приблизился к серебряной раке с некоторой брезгливостью. И вдруг… Будто невесомо коснулось его души что-то светлое, и такая неизъяснимая легкость появилась в ней. Это было вовсе не физическое ощущение, юноша понял сразу. Господь впервые постучал в сердце его.

Молча отошел от раки Андрей. Никому ничего не сказал, на другой день вместо лекций вновь приехал в лавру. И вновь испытал это удивительное ощущение. И с тех пор зачастил сюда, куда так властно и мощно звала душа. К святым мощам того, кто перевернул всю внутреннюю жизнь его. К Сергию Радонежскому.

Теперь настало время менять жизнь и внешне. И действовать надлежало самому. Андрей твердо решил оставить учебу в вузе и пойти учиться в духовную семинарию. Однако заявить во весь голос о своих религиозных убеждениях и намерении покинуть институт имени Ленина(!), чтобы пойти учиться на священника, в то время означало подставить под удар своих руководителей в вузе, куратора, декана и, возможно, ректора. Юноша взял академический отпуск. А потом просто не вернулся в вуз. С первой свечи, зажженной в Троице-Сергиевой лавре, у Сергия Радонежского, началось его горение во славу Божию.

Через годы Тульская епархия обрела своего митрополита Алексия.

 

Уникальные экспонаты

На выставке в музее представлены предметы церковного обихода, большинство – ручной работы. Облачение святейшего патриарха Московского и Всея Руси Пимена, выполненное монахинями Новодевичьего монастыря еще в конце 19 века, посох и орлец – коврик под ногами с изображением орла. Каждая деталь в облачении несет глубокий смысл и напоминает о долге священника, духовного пастыря. О силе христианина, вопреки расхожему мнению, что в церковь идут лишь слабые люди. Аналогично наградному оружию у военных служивых людей, у священников существует также наградной предмет облачения – так называемая палица, деталь облачения, символизирующая доблесть награжденного и его долг защищать свою паству, православных людей. Защищать святою молитвою, абсолютной верой, о которую спотыкаются темные силы. Не зря священников называют воинами Христовыми. До смертного конца, до смертной крови должен стоять патриарх за веру и своих людей, как стоял Христос. Об этом напоминают детали облачения в виде полос либо красного цвета, либо расшитые золотом и письменами – такие, кровавые, полосы ложились на тело Спасителя, когда его бичевали…

Есть на выставке и головной убор священнослужителя высокого ранга – митра. Она расшита узорами, украшена иконами и драгоценными камнями – не роскоши ради, а в драгоценную память о терновом венце, водруженном на голову Христа.

Многие экспонаты – из уцелевших от страшных времен разрушения храмов. Венчик от иконы, сама икона не сохранилась. Оклад – не серебряный, потому уцелел, а сама икона, видимо, погибла в огне… Совершенно неожиданная находка, подаренная щекинскими жителями Тульской духовной семинарии: потир  (чаша для причастия), обнаруженная в огороде при очередной копке земли. Восемьдесят лет перекапывали этот огород и на восемьдесят первом вдруг нашли чашу, из какой в начале бурного 20 века в церкви православные получали святое причастие.

Сказать, что выставка производит огромное впечатление – не сказать ничего. Благодаря Марине Михалевой, ее удивительно простому рассказу о сложных вещах, образности речи, уникальным предметам, сохранившим тепло рук истинно верующих мастеров, обнаруживаешь себя в убеждении, что действительно, душа человека никогда не умирает. Она всегда жива и способна неведомым образом молитвенно общаться с огромным сонмом людей, собором святых, и сам Господь слышит, когда мы молимся. На самом деле, идея выставки – в этой светом написанной тайне.

 

Невольно проникаешься чувством благоговения, которое, понимаешь, обязательно надо сберечь в душе, не расплескать в ожидании Светлого Воскресения…

 

Источник - сайт газеты Щёкинский химик.

 

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика