«И память их в род и род…»

В минувшее воскресенье, 7 февраля, Русская Православная Церковь торжественно отмечала память Собора новомучеников и исповедников Российских.

Жестокий XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей в кровавых репрессиях миллионы своих граждан. Среди пострадавших было множество православных христиан: епископов, священников, монахов и мирян, главной виной которых оказалась вера в Бога и верность Его Церкви. Для современных христиан хранение молитвенной памяти об их исповедническом подвиге является не только данью благодарности, но и великой духовной силой, способной указать правильные жизненные ориентиры и укрепить на верном пути.

По словам архимандрита Дамаскина (Орловского), «в отличие от раннехристианских времен, когда мученический подвиг был публичным, в ХХ веке он стал безвестным». Несмотря на многочисленность сонма уже прославленных новомучеников и исповедников, подавляющее большинство христиан, пострадавших за исповедание православной веры остается неведомым. Именно поэтому в день празднования Собора новомучеников и совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

 

В Свято-Никольском приходе, что в Кочаках, благоговейно хранится память о погребенных на церковном некрополе исповедниках веры – архимандрите Макарии (Кобякове) и сестрах Сысоевых, схимонахине Марии и монахине Анастасии.

Архимандрит Макарий, в миру Кобяков Алексей Иванович, родился в 1904 г. в г. Богородицке Тульской губернии. Юношей был пострижен в монашество сщмч. Игнатием (Садковским), епископом Белевским и им же рукоположен в сан пресвитера. Иеромонах Макарий, близкое духовное чадо еп. Игнатия, в течение ряда был его секретарем и келейником. Принимал активное участие в жизни нелегальной монашеской общины при Богородице-Рождественской (Стефановской) церкви г. Белева. В 1931 г. в числе многих других, обвиняемых в создании подпольного монастыря при Стефановском храме, был арестован и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. В 1936 г. вновь был осужден на 5 лет, срок отбывал в Сиблаге в г. Мариинске. По свидетельству духовного сына о. Макария, духовника Тульской епархии архим. Пантелеимона (Якименко, 1935-2020), о смерти еп. Игнатия батюшка был извещен в лагере чудесным видением последнего в сопровождении трех вселенских святителей. После освобождения о. Макарий служил на приходах Тульской епархии (в Себино, в Плавске). В 1951-1953 гг. был настоятелем Свято-Никольского храма в Кочаках. В тяжелые послевоенные годы «отец Макарий с усердием и любовью восстанавливал храм, дорожки вокруг него. На месте разрушенного склепа благотворителей храма Хомяковых установил св. крест.  У храма был устроен цветущий сад … Но более всего отец Макарий заботился о возделывании сада души своих прихожан» (Комарова Т. В.). Затем батюшка служил в Рязанской и Ивановской епархиях (1953–1965). Вернувшись в Тульскую епархию, был настоятелем Успенской церкви в Богородицке (1966–1967), священником Всехсвятского собора Тулы (1968–1971).

 

На могиле архимандрита Макария возвышается выполненный из мрамора четырехконечный крест на прямоугольной стеле со скошенными верхними краями, стоящий на невысоком цоколе. В кресте — выгравированное изображение восьмиконечного креста. В стелу вмонтирована прямоугольная доска из черного гранита с выгравированной эпитафией: «Архимандрит / МАКАРИЙ/ «Кобяков»/ 3. 1904 — 1982  01. 03/ «МИР ТЕБЕ ОТЧЕ».В 2015 году почитателями старца слева от надгробия был установлен его фотографический портрет на овальной металлокерамической пластинке.

В северо-западной части церковного кладбища за высокой, выкрашенной серой краской, оградкой находится захоронение двух монахинь, родных сестер Сысоевых. Анастасия Максимовна (1886-1955) и Мария Максимовна (1888-1982) Сысоевы родились в крестьянской семье в д. Паслово Тульского уезда. Их отец позже принял монашество. Анастасия с 1911 г., а Мария с 1901 г. были послушницами в Тульском женском Успенском монастыре вплоть до его закрытия в 1921 году. В 1921-1928 гг. проживали в Москве, добывая себе пропитание вязанием чулок и стеганием одеял на дому. В 1928 г. в Москве сестры были пострижены в монашество неким отцом Кассианом, который был впоследствии сослан во Владимир и там умер. 28 декабря 1930 года монахини были арестованы по обвинению в «антисоветской агитации» и приговорены к высылке в Северный край сроком на 3 года.     

Монахиня Мария после освобождения из ссылки приехала к оптинскому игумену Спиридону (Елагину) в с. Акимово-Ильинское Узловского района. Туда же приехали и освободившие из заключения монахи Оптиной пустыни и некоторые монахини. Они образовали небольшую общину, в которой соблюдался монастырский устав, совершались богослужения, проводились монашеские постриги. Осенью 1937 года монахиня Мария, вместе с другими членами общины, была арестована. Протоколом заседания Тройки при УНКВД по Московской области от 10 октября 1937 года обвинена в контрреволюционной деятельности и приговорена к заключению в исправительно-трудовые лагеря сроком на 6 лет. Для монахини Марии это было не последнее заключение. Согласно приходскому преданию в ссылках и лагерях матушка провела около 20 лет. Не известно, когда и где монахиня Мария приняла схиму. В последние годы жизни можно было часто видеть схимонахиню Марию в верхнем храме Тульского Всехсвятского кафедрального собора. За советом и молитвою к ней обращались не только миряне, но и духовные лица.   

 

На могилах исповедниц стоят одинаковые, выкрашенные в серый цвет, восьмиконечные металлические кресты. На крестах новые памятные таблички с надписями: «Тульского/ монастыря монахиня/ Анастасия/ 1884-1955», «СХИМОНАХИНЯ/ Мария Сысоева/ 04. 08. 1888 — 30. 05. 1982».

В Николо-Кочаковском приходе чтиться память исповедников веры. Еще живы люди, помнящие их. Места погребения подвижников ухожены, духовенство храма по просьбе их почитателей служит там панихиды.

7 февраля 2021 года, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, по окончанию Божественной Литургии на могилах архимандрита Макария (Кобякова) и сестер-монахинь Марии и Анастасии (Сысоевых) благочинным округа и настоятелем Свято-Никольской церкви иереем Алексием Поповым были отслужены заупокойные литии.

 

Имена исповедников, погребенных возле стен Николо-Кочаковского храма, свидетельствуют нам, живущим в веке XXI, о христианском подвиге веры и верности и скупые истории из их жизни не менее дороги нам, чем жития уже прославленных святых.

Горбачева А. С.

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика