Храм в честь свт. Николая Мирликийского в Крапивне
История храма.
Одно из первых документальных упоминаний о церквях Крапивны датируется 1616 годом. Вот строки из писцовых книг: «В прошлом во 124 (1616) году означенной церкви Божией Архистратига Михаила с приделом великомученика Георгия, да оного же града церкви Николая Чудотворца с приделом мучеников Фрола и Лавра, церкви безсребренников Козьмы и Дамиана с приделом мученика Никиты, церкви мученицы Параскевии, нарицаемой Пятницы, без придела пожалована на новой Крапивне пашенная четвертная земля…».
Таким образом, в XVII веке в Крапивне было четыре приходские церкви. Помимо этого, существовал уже в это время Крапивенский Троицкий общежительный монастырь, упоминаемый в 1662 году.
До XVIII века в истории Крапивны не встречается свидетельств об отношении города к какой-либо епархии. С XVIII века становится известна иерархическая зависимость Крапивны от Коломенской епархии. Сохранившиеся в консисторском архиве дела, касающиеся управления градскими церквами, датируются 1743 годом, но в них есть указания на обстоятельства 1723 года. В разных делах по Крапивне упоминаются все епископы Коломенские, начиная с Варлаама III, бывшего епископом Коломенским и Каширским в 1723 году и до Афанасия III, первого епископа Коломенского и Тульского.
До 2-ой половины XVIII века все церкви Крапивны деревянные. В это время начинается строительство каменных церквей на месте деревянных. Постройка каменных церквей происходила, в основном, на средства прихожан. Основными жертвователями, храмостроителями часто выступали крапивенские и тульские купцы. Таковы крапивенские купцы М. Л. и А. И. Юдины, братья Тимофеевские, братья Залесские, Г. М. Барков, М. И. Малютин, Т. Залесков, тульские купцы Г. С. Сушкин, И. С. Белобородов и многие другие. Строительство протекало не всегда скоро и исправно, так как его успех и быстрота зависели от вкладов, поступавших довольно неравномерно. Так или иначе, но, в конце концов, «усердие крапивенских прихожан к церкви Божией выразилось в построении храмов…».
В 1777 году старинный город Крапивна назначен уездным городом Тульской губернии и с этого момента он причислен к Тульской епархии, то есть со времени ее создания.
В конце XVIII – начале XIX века в Крапивне начинается строительство каменных церквей, открывается церковноприходская школа, богадельня.
На XIX век приходится расцвет уезда в экономическом, социальном и культурном отношении, что отразилось и на развитии православной церкви. Крапивна - город, в первую очередь, купеческий. Многие купцы охотно занимались благотворительностью, жертвовали на церковь, участвовали в строительстве храмов.
В XIX веке в Крапивне насчитывается четыре приходские церкви: Никольская, Михаилоархангельская, Космодамианская и Троицкая, которая до 1764 года была монастырской. Упоминаемая ранее Пятницкая церковь была упразднена в 1790 году. Помимо приходских церквей существовала также кладбищенская Всесвятская церковь.
Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Св. мучеников Фрола и Лавра известна уже с 1616 года. Церковь была деревянной до 1759 года. Архитектором Иваном Бартом в 40-х годах XVIII века сделан проект каменного храма и его построили в период с 1759 по 1764 год. В первую очередь усердием тульского купца Герасима Стефановича Сушкина, «сподобившегося, - как он писал в прошении, - послужити на гроб родителя своего, строителем», по грамоте, данной преосв. Порфирием Коломенским в 1759 году на имя Сушкина и прихожан Николаевской церкви. В мае 1764 года, по благословению преосв. Феодосия, архимандритом Тульского Предтечего монастыря Илларионом совершено освящение новопостроенной церкви.
С этого момента появляются упоминания о церкви как соборной.Из сочинения Филиппа Генриха Дилтея явствует, что в 1767 году в Крапивне была соборная церковь. В 1764 году, после освящения построенной каменной Никольской церкви, строителем ее - Г. С. Сушкиным, выражено желание назначить ее Соборною. Однако прошение оставили без внимания, а, возможно, и отклонили, потому, что на Царские дни собрание священства проходило тогда в Троицком монастыре.
Вместе с тем, в одном из документов, датированном 1783 годом, священник Николаевской церкви Кондрат Иванов подписался «Соборной Николаевской церкви» священником. Данный факт скорее всего указывает на то, что именно в этой церкви собирались священники для молебного пения после уничтожения Троицкого монастыря в 1765 году. Это вполне совпадает также с указанием Дилтея на то, что в 1767 году (после упразднения Троицкого монастыря) в Крапивне существовала соборная церковь.
В 1781 году в Никольской церкви обновили иконостас, а в 1802 году преосв. Мефодий разрешил прихожанам сделать в храме некоторые поправки, а именно возобновить Св. иконы и пришедшее в ветхость постенное писание.
В 1821 году прихожане просили у преосв. Авраама благословения пристроить к церкви два придела: на правой стороне во имя Покрова Божьей Матери, а на левой – во имя Алексия Митрополита Московского, а также колокольню. В числе прихожан, подписавших прошение, был городской голова купец Алексей Иванович Юдин. После удовлетворения прошения незамедлительно начато строительство.
Придел во имя Покрова окончен и освящен в 1822 году, а во имя Алексия Митрополита Московского - в 1823 году Внешнему устройству храма с пятью главами, покрытию его железом и внутреннему украшению много содействовал церковный староста Григорий Иванович Сушкин, получивший от преосв. Дамаскина похвальный лист «за усердие к храму Божию». Одновременно с приделами, в 1822 году построена каменная колокольня, на которой размещалось 6 колоколов общим весом 195 пудов (самый большой – 107 пудов).
К середине XIX века на ризах и в утвари Никольской церкви числилось более 8 фунтов серебра 84 пробы (около 3,5 кг) и более 14 фунтов (около 6,3 кг) низшего достоинства. Некоторые иконы и предметы утвари были замечательны по своей ценности. Таков древний резной образ Николая Чудотворца (датировка неизвестна).
В 1812 году здесь находилась еще одна икона Николая Чудотворца, бывшая предметом спора между прихожанами и Крапивенским ополчением. Спор этот закончился не в пользу прихожан. По приговору 1-го Комитета военного ополчения и по резолюции преосв. Амвросия им объявили, что «в награду защитникам отечества со стороны прихожан будет богоугодным делом не отбирать у них благословенного образа». Интересна также икона Казанской Божьей Матери с серебряным вызолоченным венцом и таким же окладом по полям, в фольговой ризе, шитой жемчугом, размерами 1,25 аршин (89 см) длины и 1 аршин (71 см) ширины. По преданию, купец Алексей Юдин получил эту икону от какого-то калужского купца за долг (2300 рублей серебром, а пуд хлеба тогда стоил 22 копейки серебром!) и пожертвовал в церковь. Из церковных книг наиболее старинным числилось Евангелие, печатанное в Москве в 1679 году.
Доходные статьи по церкви составляли 60 десятин пашенной и сенокосной земли, принадлежащей священноцерковнослужителям и отдаваемой ими внаймы. Помимо этого они пользовались процентами с двух билетов в 164 рублей серебром.
Большая часть прихожан церкви состояла из подгородних поселян. В XVIII века они обыкновенно писались в церковных книгах разночинцами, а в XIX веке - пахотными солдатами. Помимо горожан, прихожанами Никольской церкви являлись жители Пушкарской и Жилой слобод, деревней Каменки и Крутой.
Около Николаевской церкви проходили две ярмарки: в день Покрова Божией Матери и в день Святителя Николая Чудотворца.
Такова история Крапивенского Никольского храма в дореволюционное время. Однако и в сложные советские годы храм никогда не закрывался. Постановлением Совмина РСФСР 1969 года Никольскому храму села Крапивна присвоен статус памятника архитектуры федерального значения, подтвержденный в 1995 году указом президента РФ. В настоящее время служба в храме регулярно совершается в субботние, воскресные и праздничные дни.
(Справка подготовлена зав. Крапивенским отделом музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» О. С. Венёвцевой)