О Православном Богослужении.
Богослужением в Православной Церкви называется соединение молитвословий, песнопений, чтений слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному, установленному Церковью, порядку (чину) чрез посредство пастырей Церкви - священнослужителей.
Богослужение, как внешняя, видимая сторона религии, служит средством для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а равно и средством для сокровенного общения с Богом в Таинствах.
Отсюда и цель установленного Православною Церковью Богослужения заключается:
во-первых, в том, чтобы дать христианам наилучший способ для выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий;
во-вторых, в том, чтобы научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия;
и, в-третьих, в том, чтобы вводить верующих в общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святаго Духа через Таинства Церкви.
Виды Богослужений.
Богослужение можно условно разделить на два вида: общественное и частное.
Богослужение, которое совершается от лица всей Церкви и по потребностям, общим для всех христиан, называется общественным: оно служит выражением общение всей Церкви со Христом. Оно имеет целью назидание участвующих в нём верующих в истине учения Христова, напоминая и изображая важнейшие события из Священной истории, совершившиеся для нашего спасения. Общественное Богослужение состоит из постоянных церковных служб, для каждой из которых установлено определенное время. К числу постоянных служб относятся: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия.
Частное Богослужение совершается священнослужителями по нуждам и желаниям конкретных людей. Оттого службы эти и называются требами. В число частных богослужений входят: крещение, венчание, соборование, погребение и поминовение усопших, водосвятие, молебны, освящения жилищ, автомобилей, вещей и другие богослужения, смысл которых — в освящении всех сторон жизни верующего человека.
"Безусловно, богослужение общественное как по значению, так и по содержанию своему неизмеримо важнее. Но в то же время и сложнее, "непонятнее". Частное богослужение менее значительно, именно частно, подчинено определенным частным потребностям. Однако в то же время оно проще и оттого доступнее. Поэтому и можно видеть порой, как после литургии оживляются в храме люди, не отличающиеся глубокой, сознательной церковностью, — оживляются, когда после отпуста начинается панихида или молебен, то, что "понятно". Есть в этом глубокая неправильность, искажение правильного понимания церковной, богослужебной жизни. А причина чаще всего в том, что человек оказывается неготовым к самому минимальному труду: труду понимания, узнавания "нового", "сложного", труду учебы и роста. Кроме того, к сожалению, проявляется тут и самая распространенная и вместе с тем страшная болезнь современного человека — эгоизм: служба — общее, а треба — "личное". И оказывается, что "личное", "мое" — гораздо дороже.
А между тем само слово "литургия", которое в более широком смысле может быть отнесено не только к Таинству Евхаристии, но и ко всему церковному богослужению, означает не что иное, как "общее дело". Это то общее дело, посредством которого мы в Церкви действительно можем становиться единым целым, реально ощущать себя живыми "клеточками" таинственного Тела Христова. Это то общее дело, которое объединяет Ангелов Божиих и святых в их небесной славе и нас, грешных и немощных, на земле — с ними". (Иеромонах Нектарий (Морозов) )