Благодатный огонь
Каждый год в храме Воскресения Христова в Иерусалиме перед святой Пасхой на гроб Господень сходит Благодатный огонь.
Появление Благодатного огня в преддверии Пасхи в Иерусалиме является одним их самых главных и прекрасных чудес церкви. Чтобы увидеть чудесное схождение священного огня, тысячи верующих различных конфессий собираются в Великую субботу в храме Гроба Господня. Благодатный огонь считается великой святыней для верующих, и по праву именуется чудом.
Представители развозят его по всему миру. В Москву его доставляет делегация Фонда Андрея Первозванного, а от туда во все уголки нашей странны. 12 апреля 2015 года он был доставлен в город Белев, где епископ Белевский и Алексинский Серафим передал всем жилающим. Благочинный Щекинского района иерей Алексий Попов доставил благодатный огонь в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». После божественной литургии огонь был роздан прихожанам, чтобы они прошли с крестным ходом вокруг храма и отнесли его в свои дома. А также огонь передан в храмы Щекинского благочиния.
Благодатный Огонь является в храме Гроба Господня уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом – исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя – чувственно и душевно», — читаем мы у церковного историка Григория Нисского. «Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся», – пишет св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.
Ожидание сошествия Святого огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день, чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом – количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
На середине Гроба Господня ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям – прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне – еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником-мусульманином.
В храм входит процессия – иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимский или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей.
Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь.
Hезадолго до Патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина – ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем, в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.
Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи. Рядом с Кувуклией возникает светящийся столп, снизу слева видна появившаяся в воздухе цепочка огней, от которых лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических). Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
Первое время – 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами – совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем – водят им по лицу, по рукам, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимые по своей глубине чувства радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, из храма очевидцы выходили будто бы заново родившимися, как они сами говорят, – духовно очистившимися и прозревшими.