История Свято-Никольского храма Крапивны

В день памяти перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари, 22 мая 2016 года, в старинном уездном городе Крапивна празднуется 400-летие письменного упоминания о существовании прихода храма Николая Чудотворца.

 

До 2-ой половины XVIII в. все церкви Крапивны были деревянными. Насчитывалось их тогда пять. Самой древней среди них являлась Никольская. Храм во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Св. мучеников Флора и Лавра известен уже в 1616 г. Принято считать, что это первое упоминание о существовании прихода и самого храма. До 1759 г. церковь была деревянной и уже стояла на нынешнем месте. Строительство каменного храма шло на протяжении 5 лет и завершилось уже в 1764 г. Основной вклад в возведение церкви внес тульский купец Герасим Стефанович Сушкин, «сподобившегося, - как он писал в прошении, - послужити на гроб родителя своего, строителем». Грамота на строительство приходу храма была дана правящим архиереем - преосв. Порфирием. В мае 1764 г., по благословению преосв. Феодосия, архимандритом Тульского Предтеченского монастыря Илларионом было совершено освящение новопостроенной церкви. Интересно, что проект храма был составлен архитектором Иваном Бланком, русским архитектором немецкого происхождения, отцом архитектора Карла Ивановича Бланка - одного из последних мастеров барокко и первого по времени архитектора раннего классицизма. Иван Бланк известен постройками Знаменской церкви в Царском Селе, Троицкой церкви в Красном селе, фонтанов «Шахматная гора» и «Римские фонтаны» в Петергофе.

Вскоре его детищем стал и Свято-Никольский храм в Крапивне, первоначальный чертеж которого 1740-х годов хранится в РГАДА. Являясь одним из последних в России зданий, возведенных еще в духе архитектуры середины XVIII столетия, храм построен в стиле провинциального барокко.

В географическом описании 20 губерний Российской империи Филипп Генрих Дилтей отмечает, что в 1767 году в Крапивне была соборная церковь. Именно новопостроенная Никольская становится таковой, после упразднения Троицкого монастыря и установления его церкви в качестве приходской для селян из слобод Крапивны. В подтверждение этого служит запись в одном из архивных документов, датированных 1783 г., в котором священник Никольской церкви Кондрат Иванов подписался «Соборной Николаевской церкви священником».

В 1781 г. В Свято-Никольском храме был установлен новый иконостас. В 1802 г. правящий архиерей епископ Мефодий разрешил прихожанам сделать в храме некоторые поправки, а именно обновить иконы и пришедшие в ветхость настенные росписи.

В начале XIX века Крапивна начинает разрастаться в своих границах, территориально увеличивается площадь городских слобод и прилегающих деревенек. Ввиду этого растет и число прихожан городских храмов. Поэтому в 1821 г. прихожане просили у правящего епископа Авраама благословения пристроить к Никольской церкви два придела: на правой стороне во имя Покрова Божьей Матери, а на левой – во имя Алексия Митрополита Московского. Кроме того, прихожане, в числе которых были и богатые крапивенские купцы 1-ой и 2-ой гильдии,  просили пристроить и колокольню.

Так в числе жертвователей и ктиторов Никольского соборного храма были тульские и крапивенские купеческие династии, к которым относились такие знаменитые промышленники и предприниматели: М.Л. и А.И. Юдины, братья Тимофеевские, братья Залесские, Г.М. Барков, М.И. Малютин, Т. Залесков, Г.С. Сушкин, Н.С. Белобородов и многие другие. Именно благодаря династии Юдиных, представители которой являлись бессменными попечителями Никольского храма в XIX в., происходит дальнейшее преображение церкви. Так городской голова купец Алексей Иванович Юдин подписал прошение на строительство величественной колокольни. Прошение было принято Тульским епископом Авраамом. Строительство двух приделов длилось немногим больше одного года.

В 1822 г. был освящен теплый придел во имя Покрова, а придел во имя Алексия Митрополита Московского освятили годом позже. Внешнему устройству храма с пятью главами, покрытию его железом и внутреннему украшению много содействовал церковный староста Григорий Иванович Сушкин, получивший от епископа Дамаскина похвальный лист «за усердие к храму Божию». Одновременно с приделами, в 1822 г. была построена высокая каменная колокольня, на которой размещалось 6 колоколов общим весом 195 пудов (самый большой – 107 пудов).

Но не только колокольня, которая видна еще задолго до подъезда к Крапивне, привлекает своей красотой и величием. Архитектура всей церкви представляет собой квинтэссенцию и хрестоматийный пример стиля позднего барокко. Прихотливость, насыщенность декоративными формами, изощренная живописность, броскость и пышность сказываются буквально во всем, начиная от общего объемного архитектурного решения и заканчивая мелкими деталями.

К нижней части высокого центрального объема церкви примыкают с трех сторон вдвое более низкие полуцилиндры, придающие плану своеобразный трехлепестковый рисунок. В восточном полукружии размещен алтарь, а два боковых – служат увеличению внутреннего пространства храма. Форма плана настолько необычна для церквей середины XVIII века, что невольно возникает сомнение в построении двух боковых полукружий одновременно с основной частью храма.

 

В украшении фасадов применен чуть ли не весь арсенал барочных декоративных форм: углы основного высокого объема криволинейно скошены и украшены парными колоннами и пилястрами. Фронтоны затейливо изогнуты. Антаблемент многократно заломлен. Декоративное оформление изобилует кривыми линиями. Во всем чувствуется несоответствие форм логичному конструктивному решению.

Не менее нарядна и верхняя часть храма, хотя в завершении центрального светового барабана проступают следы каких-то более поздних переделок.

Кроме внешнего нарядного убранства храм издревле отличался и своим внутренним украшением. Богатый позолоченный иконостас упоминается в храмовых записях середины XIX в.. Сохранился он до наших дней в практически неизменном виде. К середине XIX в. на ризах и в утвари Никольской церкви числилось более 8 ф. серебра 84 пробы и более 14 ф. низшего достоинства. Доходные статьи по церкви составляли 60 десятин пашенной и сенокосной земли, принадлежащей священно- и церковнослужителям и отдаваемой ими внаймы. Помимо этого они пользовались процентами с двух билетов в 164 р. сер.

Большая часть прихожан церкви состояла из подгородних поселян. В XVIII в. они обыкновенно писались в церковных книгах разночинцами, а в XIX в. пахотными солдатами. Помимо горожан, прихожанами Никольской церкви являлись жители Пушкарской и Жилой слобод, деревней Каменки и Крутой. Около Николаевской церкви начиная с кон. XIX века проходили ярмарки, две из которых были самыми богатыми - в день Покрова Божией Матери (осенняя) и в день Святителя Николая Чудотворца (летняя).

Во второй половине XIX века, после начавшихся Великих реформ Александра II, приходское духовенство Свято-Никольского храма все активнее стало участвовать не только в духовной жизни общества. Замечательным является пример настоятеля Соборной церкви о. Сергия Глаголева, который отдал более полувека своего служения Крапивне. Протоиерей Сергей Иванович Глаголев в период с 1868-го по 1874-й год он был выборным председателем училищного совета. Молодой священник был привлечен и к общественной деятельности. Его выбирали гласным городской думы (с 1868 г.), земским гласным от мелких землевладельцев. Его неоднократно выбирали членов ревизионной комиссии по банку. Он принимал активное участие в городских и земских делах, стремясь направлять все к духовному благу. Из земских дел для него ближе всего было школьное. Протоиерей Сергий Глаголев явился одним из создателей женской прогимназии, законоучителем которой стал со дня ее основания (10 октября 1871 г.) и оставался им до осени 1915 года. Он был учителем трех поколений (матерей, дочерей и внучек). В 1889 году были образованы уездные отделения Епархиального Училищного Совета и настоятель Никольского храма стал председателем Крапивенского отдела и оставался им до 1915 года. Благодаря о. Сергию никогда в это период между земскими и церковными школами не было конфликта.

После революционного лихолетья 1917-го года началась постепенная и планомерная антицерковная программа власти. К сожалению, это коснулось и Крапивенского уезда, затем преобразованного в район. К концу 1930-х годов были закрыты все действующие храмы кроме Свято-Никольского. Долгое время партийное руководство не посягало на этот древний оплот веры Христовой. Соборный храм не закрывался и в самые тяжелые годы гонений на Церковь, и в годы Великой Отечественной войны. Настоятелям Никольского храма 1920-1940-е годы приходилось не просто, ведь на их глазах закрывались дорогие сердцу церкви, а на сослуживцев заводились сфабрикованные дела, духовенство отправлялось в лагеря. Контроль партийного аппарата за оставшимися священниками велся самым жесточайшим образом.

Тяжелым испытанием для прихожан Свято-Никольского храма явилась и начавшаяся война с фашистской Германией. Во время Великой Отечественной войны Крапивна была занята гитлеровцами (28 октября 1941) и освобождена 19 декабря 1941 на престольный праздник Свято-Никольского храма. Именно с заступничеством Святителя Николая Чудотворца крапивенцы до сих пор связывают избавление их дорогого городка от захватчиков. Даже в период немецкой оккупации в храме совершались богослужения, горели свечи, теплилась молитва прихожан за многострадальное Отечество наше.

В сложные годы советской власти, в период хрущевских гонений храм несколько раз собирались закрыть. Очередная попытка была предпринята властями в 1961 году и на протяжении нескольких последующих лет, ввиду того, что в районе был еще один действующий – Николая Чудотворца в п. Кочаки. Однако стараниями настоятеля храма закрытия церкви в 1960-е годы не произошло. Чудесным образом удалось отстоять Свято-Никольский храм от поругания. Именно в этот период настоятелем его стал человек ответственный и умудренный годами служения Церкви Христовой – протоиерей Серафим Хланта.

В первые годы его настоятельства проводились обширные работы по обновлению кровли храма и его внешнего убранства, т.к. храм практически не ремонтировался с послевоенных лет. Также еще одной важной задачей настоятеля было сохранение чтимых храмовых икон и поддержание внутреннего благолепия в церкви. Бывший Соборный, до революции, Никольский храм в безбожное советское время только один уцелел среди пяти церквей Крапивны, и на его настоятеле лежала большая ответственность: сохранить этот значимый культурный памятник, непоруганную  святыню.

 

Позже Постановлением Совмина РСФСР 1969 года Никольскому храму п. Крапивна присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. При деятельном участии настоятеля были проведены новые крупномасштабные ремонтные работы в храме, и в двух прилегающих к нему зданиях – крещальне и сторожке.

Самым сложным в данный период было найти компромисс с властью, которая перешла от активного богоборческого столкновения к позиционному противостоянию. Крапивенский приход являлся одним из самых тяжелых по его внутренней обстановке.  Районный партийный аппарат вел четкое наблюдение за состоянием жизни на приходе. Нередко священников переводили за их религиозно-пасторскую активность. Главной задачей о.Серафима было наладить контакт с местными органами власти для того чтобы спокойно окормлять паству своего прихода, в состав которого входила большая часть Щекинского района.

В 1964 году Никольский храм посетил архиепископ Алексий (Коноплев), высоко оценивший деятельность молодого настоятеля. В 1966 году с пастырским визитом приход посетил архиепископ Варфоломей (Гондаровский), осмотревший и оценивший внешнее и внутреннее состояние церкви в период проведения ремонтных работ. Трудами настоятеля и причта храма удалось  сохранить веру прихожан и привести в лоно Церкви Христовой новую паству. Не только совершение церковных служб, исправление треб для прихожан, но и пасторское наставление стало неотъемлемой обязанностью настоятеля в эти годы. Более тридцати лет отдал о.Серафим служению в Свято-Никольском храме, на территории которого был похоронен в 1994 году. О прот. Серафиме Хланта, отмечая его заслуги, писали:  «…достойный и усердный священнослужитель», - митрополит Ювеналий (1973), «…умеет хорошо ладить с приходским активом и верующими, что очень важно для Крапивенского прихода, не всегда спокойного в прошлом», - епископ Герман (1982).

К сожалению, в 90-е годы, когда «лихорадило» нашу страну, наше общество, мало уделялось внимания внешнему облику храма, в результате чего пришла в негодность кровля, стены требовали проведения ремонтных работ, весь облик церкви говорил, что она «переживает» тяжелые времена вместе с ее прихожанами.

В новом XXI веке происходит новое рождение храма – начинаются полномасштабные ремонтные работы. С 2010 года это легло на плечи молодого и активного настоятеля о. Владимира Рост, который стал достойным продолжателем дела своих предшественников. В церкви трудами местных жителей и профессиональными строителями, было начато выполнение целого ряда задач. Летом 2012 года была проведена покраска стен и сводов двух зимних теплых пределов храма (в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Алексия митрополита Московского).

Вновь обновленная трапезная храма засияла блеском и чистотой белых красок, в сводах заиграл яркий свет. Следующим этапом по проведению благоустройства внутреннего вида храма было обозначено перекрытие полов в зимней части храма, что и было полностью завершено в 2013 году. Местные жители с радостью оказывали посильную помощь в таком благом деле как ремонт храма. Церковь, несмотря ни на какие обстоятельства, никогда не бывает покинута своими прихожанами, и Свято-Никольский храм этому является примером.

В 2014 году были проведены работы по замене витража колокольни, входной двери и проведена покраска паперти храма. Многое уже сделано, но много еще только предстоит. Требуется большое количество сил и ресурсов, чтобы вернуть храму его былой облик. Труды по улучшению благолепия в Свято-Никольском храме ведутся и по сей день.

 

В настоящее время служба в церкви регулярно совершается в субботние, воскресные и праздничные дни. Храм открыт каждый день для прихожан, постоянно происходит требоисправление. Настоятель храма о. Владимир активно занимается духовно-просветительской деятельностью совместно с прихожанами, сотрудниками ДК п. Крапивна и школами МО «Крапивенское». Сложившаяся приходская организация церкви по-настоящему может называться семьей, так как совместно решает общие проблемы и трудности. Основа прихода Свято-Никольского храма – простые люди: пенсионеры, учителя, провинциальные жители, служащие и работники культуры, школьники и студенты. Приходская молодежь и окормляемые о. Владимиром воспитанники реабилитационного центра «Страна Живых» принимают активное участие во всех духовно-просветительских мероприятиях храма.

 

Многие под словом церковь понимают только здание, ограниченное стенами и с крестом на куполе. Но церковь это еще и люди, собрание верующих людей. Как человек порой болеет и ему нездоровится, так и храм приходит в ветхость со временем. И главное, по мнению о. Владимира, что всегда находятся те люди, которые оказывают посильную помощь в залечивании ран такого живого организма как храм.

Священнослужители храма:

Священники

Иванов Борис (1727-1728)

Алексеев Федот (1734)

Борисов Алексей (1740)

Борисов Сергей (1746)

Борисов Косма (около 1770)

Павлов Никанор (1782-1789)

Иванов Кондрат(ий) (1783-1787)

Гумилевский Петр Алексеев (1788-1802)

Алексеевский Илья Иванов (1811-1831)

Руднев Афанасий Алексеев (1816-1857)

Мерцалов Никита Алексеев (1842-1855)

Моригеровский Михаил Иванович (1860)

Глаголев Сергей Иванович (1860-1916)

Покровский Петр (Иосиф) Михайлович (1862-1880)

Бобринский Флегонт Михайлович (1887-1916)

Зеленский Григорий Николаевич (1892-1916), учитель

Успенский Иоанн Дмитриевич (1915)

Кубриков Федот Иванович (1929-1943)

Григорий Александрович Нырков (1943), настоятель

Рождественский Евгений Иванович (1943)

Божанов Сергий Михайлович (1943-1948, 1950), настоятель

Говоров Федор Николаевич (1948)

Касимов Емельян Акимович (1950)

Постников Тихон Николаевич (1950)

Сретенский Николай Николаевич (1953-1954)

Солдатенков Андрей Елисеевич (1956-1958)

Аракчеев Иоанн (1959)

Козачинский Михаил Тихонович (1960-1964), настоятель

Хланта Серафим Петрович (1964-1994), настоятель

Безбородов Александр Николаевич (1994-2010)

Рост Владимир Оттович (с 2010), настоятель

 

Диаконы

Борисов Алексей (ранее 1740)

Борисов Сергей (до 1746)

Борисов Косма (до 1767)

Гумилевский Петр Алексеев (1787)

Иванов Феодосий (1789)

Гумилевский Филипп Алексеев (1795-1796)

Алексеев Иоанн (1801)

Беляев Василий (1822)

Никольский Иван Степанов (1822-1828)

Никольский Ипполит Иванов (1828-1855)

Богоявленский Павел Иванов (1879-1880)

Боголюбов (ранее 1880)

Богоявленский Алексей Петрович (1896-1898)

Спасский Николай Николаевич (1898-1900)

Богоявленский Гавриил Иванов (1900)

Беляев Александр Дмитриев (1906)

Губин Николай Дмитриев (1909-1915)

Артемов Михаил Михайлович (1955)

 

22 мая 2016 года в день Престольного праздника будет отмечаться годовщина 400-летия прихода Свято-Никольского храма п. Крапивна. Праздничные мероприятия будет предварять Божественная Литургия, служение которой возглавит епископ Белевский и Алексинский Серафим, начало в 9:00. По окончании праздничного богослужения состоится крестный ход и молебен перед образом Николая Чудотворца.

  В 12:00 состоится открытие выставки в Крапивенском отделе ФГБУК ГМПЗ «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Выставка рассказывает об истории прихода Свято-Никольского храма, на ней будут представлены предметы церковной утвари и богослужебного обихода, исторические документы и фотографии.

      В 13:00 начнется праздничный концерт на главной площади п. Крапивна. В концерте примут участие коллективы МО «Крапивенское» и специально приглашенные гости.

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика