Экскурсия в Серпухов
Прихожане Свято-Никольского храма поселка Крапивна вместе с настоятелем иереем Владимиром Рост посетили древний русский город Серпухов, который впервые был упомянут в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году.
Город был основан на южных рубежах Московского государства, на границе Дикого поля.Он стоит у слияния речки Серпейки с Нарой, неподалеку от ее впадения в Оку. Иван Калита отписал Серпухов своему сыну Андрею. От него и происходит недолгий род князей серпуховских. На высоком холме над Нарой Владимир Андреевич, сын первого удельного правителя Серпухова, в 1374 г. поставил деревянный град, предчувствуя грядущие битвы с Ордою. После Куликовской битвы князя нарекут Храбрым, а пока он всячески заботится об укреплении своего города.
Понимая роль Серпухова в деле защиты южных рубежей Московии от набегов степных кочевников, Иван Грозный повелел построить в Серпухове белокаменный, треугольный в плане Кремль с 5-ю башнями и 3-я полубашнями. Почти 4 столетия Кремль стойко переносил вражеские нашествия, пожары, людское небрежение и был разобран на стройматериалы для московского метро по приказу всесильного сталинского сатрапа Л.Кагановича. Лишь небольшой фрагмент стены уцелел от некогда грозной крепости.
На вершине Красной горы одиноко стоит собор Живоначальной Троицы. Первоначальный деревянный храм был возведен еще при Владимире Андреевиче Храбром, возможно, как памятник победы на Куликовом поле. Иван Грозный, немало заботившийся об укреплении Серпухова, приказал перестроить собор в камне. Его нынешний облик сложился в конце XVII века, когда архимандрит Спасо-Андроникова монастыря Феодосий, в прошлом священник собора, выделил средства на реконструкцию в модном в ту пору стиле «нарышкинского барокко». Наконец в 30-40-х годах XIX века к собору были пристроены классицистические приделы во имя Димитрия Солунского и Николы Чудотворца в память о церквах, стоявших прежде на Красной горе. Еще совсем недавно в соборе находилась экспозиция местного музея, но с конца 2011 года музей перебрался в гораздо более удобное здание, а в соборе возобновились службы и началась реставрация.
Красная гора господствует над Серпуховом, с нее открываются замечательные виды на окрестности. Над крышами старых домов поднимается величественный собор Николы Белого.
Успенская церковь издалека кажется старинной, но её возраст выдает колокольня. Она была построена на месте деревянного храма в 30-40-е годы XVIII века. В 1817 году в храме случился пожар. 30 лет спустя серпуховский фабрикант Николай Максимович Коншин, чья мануфактура находилась поблизости, перестроил Успенскую церковь в русско-византийском стиле. Освящение состоялось в 1854 году.
Краснокирпичная церковь богато украшена резными белокаменными деталями. Особо выделяется крыльцо, украшенное спаренными резными колонками и типичной для русского зодчества «гирькой», иначе именуемой вислым камнем.
Но больше всего нам понравилась Ильинская церковь, построенная в 1748 г. на средства купцов Поповых. Этот храм оказался единственным в Серпухове, который избежал разорения в советские времена.
По пути к Высоцкому монастырю можно завернуть на ул. Чехова, к бывшей усадьбе купцов-старообрядцев Мараевых, в которой расположилась Серпуховская картинная галерея, уникальная для районного городка. Из-за принадлежности к старой вере брак Анны Васильевны Мараевой считался недействительным с юридической точки зрения. Чтобы выиграть судебную тяжбу о наследстве, Анне Васильевне пришлось приобрести коллекцию западноевропейской живописи Ю.Мерлина — камергера Высочайшего двора, влиятельного чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе. Мерлин остро нуждался в деньгах и, очевидно. немало поспособствовал «решению вопроса» купчихи Мараевой. Вообще то Анна Васильевна не чуралась собирательства, но ее интересовали старопечатные книги и древние иконы, а коллекция «греховной латинской» живописи, однажды купленная, более не пополнялась. В 1920 г. на основе национализированной коллекции Мараевой был открыт художественный музей, в который попали работы Рокотова, Левицкого, Саврасова, Поленова, Шишкина, вывезенные из национализированных барских усадеб. Несмотря на приверженность к старой вере, Анна Васильевна пристроила к своему родовому гнезду модный эклектичный по проекту Р.И.Клейна дом.
При посещении городов Святой Руси и их святынь в сердце русского человека поселяется великая радость и глубокое понимание, что без веры Православной и Божьей Благодати не было столь великого народа и его страны. По окончании нашей поездки, мы благодарили Бога за милосердие к нашему народу и Великой Православной стране.
Татьяна Митина