4 ноября Казанской иконы Божией Матери

4 ноября нашей Русской Православной Церковью совершается празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)

Образ Пресвятой Богородицы явился в Казани в 1579 году. Тогда этот город трудно было назвать русским, ведь ранее он был столицей татарского царства и прошло всего 27 лет со дня взятия его войсками Ивана Грозного. Местное население преимущественно было мусульманским. Накануне явления Богородицы Казань охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Божия Матерь.


Спустя некоторое время после пожара одной маленькой девочке по имени Матрона, проживавшей в Казани, начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия продолжала являться маленькой Матроне еще несколько раз. Девочка настоятельно продолжала обращаться ко взрослым с просьбой отыскать святой образ.

Некоторое время спустя мама Матроны обратилась к местным православным священникам с просьбой о помощи и рассказала о чудесном видении своей дочери. Но священнослужители усомнились в истинности этих явлений и не спешили на поиски образа Богоматери. Только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. Завернутый в сукно, он был найден на одном из пепелищ. По преданию, никто так и не смог его найти, кроме самой отроковицы Матроны. Как только весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, к ней пришли во множестве жители Казани. Перед обретенной иконой был отслужен молебен. Затем образ торжественно перенесли в Благовещенский собор, на пути к которому совершилось первое чудесное исцеление. По указанию архиепископа Иеремии с чудотворной иконы был сделан список и вместе с описанием чудес, отослан в Москву. На месте обретения иконы был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь. Чудотворная Казанская икона Божией Матери была местночтимой и празднование в ее честь совершалось в день обретения.

Позже, в 1612 году, милостью Божьей и покровительством Пресвятой Богородицы народное ополчение (под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина) одержало победу над польскими захватчиками и смогло освободить Москву несмотря на численное превосходство врага.

Князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. Впоследствии этот образ был перенесен в нововозведенный в честь освобождения Москвы от поляков Казанский собор на Красной площади.

В память об этом событии царь Михаил Феодорович установил в Москве в честь Казанской иконы Божией Матери второе празднование — 22 октября (по старому стилю, 4 ноября по новому стилю). С 1648 года празднование стало всероссийским.

Казанская икона Божьей Матери и сегодня одна из самых почитаемых в России, несмотря на то, что подлинник явленной в 1579 году иконы был утрачен. Списки Казанской иконы распространились по всей стране и известны за рубежом.

Для русских православных христиан в этой иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской», глас 4:

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Панихида по всем безвинно убиенным

 

23-24 сентября 2021 года Священным синодом Русской Православной Церкви было установлено поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных и умученных, а также безвинно пребывавших в заключении в годы репрессий.


Так, 30 октября по благословению Преосвященнейшего Серафима - епископа Белевского и Алексинского, во всех храмах Щекинского благочиния прошли особые заупокойные службы с поминовением всех безвинно убиенных и умученных на земле Тульской в годы репрессий.

Упокой Господи души усопших рабов Божиих во дни
лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в
изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам,
Господи, веси. Аминь!

 

Встреча священника с отдыхающими в ЦСО г. Щекино

По благословению благочинного Щекинского района иерея Алексия Попова, в преддверии особого дня поминовения усопших - Димитриевской родительской субботы состоялась встреча клирика храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерея Георгия Семенова с отдыхающими в центре социального обслуживания населения города Щекино. Батюшка рассказал историю установления Димитриевской родительской субботы, а также ответил на вопросы, которые интересовали отдыхающих.

Панихида по Щёкинским воинам

В день памяти усопших православных воинов - Димитриевскую родительскую субботу, установленный великим князем Димитрием Донским после победы над монгольским игом в 1380 году, 28 октября клириком храма в честь иконы Божией матери "Всех Скорбящих Радость" иереем Георгием Семеновым после Божественной Литургии на кладбище "Кресты" Щекинского района была совершена особая заупокойная служба - панихида по всем усопшим нашим Щекинским воинам на СВО жизни свои за веру и отечество положившим.

По окончании молитвы отец Георгий обратился к родственникам погибших со словами утешения и пастырского наставления. После чего было совершено традиционное возложение цветов.

Димитриевская родительская суббота

В этом году Димитриевская родительская суббота отмечается 28 октября – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября).

История установления этой субботы относится к событиям, происходящим после битвы на Куликовом поле. Димитриевская родительская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с врагом и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Первоначально поминовение совершалось только по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Тогда в Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утраты, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского 26 октября / 8 ноября) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

К субботней родительской службе в день памяти всех усопших православных христианах в храмах нашего города благословляется подавать заупокойные записки заранее - с пятницы.

Иверская икона Божией Матери

26 октября  Русская Православная Церковь чтит память Иверской иконы Божьей Матери (принесение в Москву в 1648 году).

Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества когда по приказу императора Феофила воины уничтожали и предавали поруганию святые иконы.
Иверская икона Божией Матери принадлежала одной благочестивой вдове, жившей со своим единственным сыном около города Никеи. Вдова, питая особое благоговение к святой иконе, хранила ее в церкви, близ своего дома. Вскоре воины-сыщики узнали об этом и пришли в дом этой христианки. Один из воинов, увидев святую икону, в ожесточении ударил копьем в ланиту Богородицы, изображенной на иконе. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина принялась усердно и слезно молиться пред иконой Богоматери, после чего пустила святую икону в море, моля Богоматерь сохранить икону от потопления. К великой радости своей вдова увидела, что святая икона в прямом положении поплыла по волнам по направлению к западу.

Вскоре об этой  иконе узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь. Однажды Афонские иноки, видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ Богоматери, стоящий на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону с образом Богоматери их обители. В это время жил в Иверской обители святой старец Гавриил, родом из Грузии, отличавшийся строгой подвижнической жизнью. Богоматерь явилась ему во сне и повелела возвестить настоятелю и братии, что Она желает дать им Свою икону в помощь и заступление, повелев старцу без боязни приблизиться по воде к святой иконе и принять ее своими руками.
Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону.

Икону со святым образом Богоматери иноки с благоговением встретили на берегу, внесли в обитель и поставили в в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды). На следующий день перед утреней они не нашли святой иконы на том месте, где она была поставлена, а обнаружили ее над монастырскими воротами. Монахи снова отнесли святую икону на прежнее место, но на следующий день она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».
Вследствие этого был построен храм над вратами обители в котором святая икона пребывает и доныне. По имени обители она называется Иверскою, а по месту пребывания ее над вратами – Вратарницей.

Иверская икона Божией Матери прославилась многими чудесами и исцелениями. Также Много раз Иверская обитель, находящаяся на берегу моря, подвергалась нападениям врагов, но чудесное заступление Богоматери сохранило ее и доныне.

В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы, братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси.
Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…» Через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.

Эта икона находилась у царицы Марии Ильиничны и ее дочери царевны Софьи Алексеевны. После кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.

Преподобный Амвросий Оптинский

23 октября  мы празднуем день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Амвросий Оптинский оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века.

Будущий старец, Александр Гренков, родился в 1812 году  в селе  Большие Липовицы Тамбовской епархии. Он был шестым ребёнком в верующей православной семье. Закончил духовное училище и семинарию в Тамбовской губернии, очень был любим товарищами за общительный характер и веселость. Незадолго до окончания семинарии Александр заболел. Да так опасно, что дал обет стать монахом в случае выздоровления. После чудесного выздоровления юноша не забыл своего обета, но ещё четыре года не решался покончить с миром. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Всё изменила поездка в с. Троекурово, где Александр встретился с затворником Иларионом, который посоветовал ему идти в Оптину: «Ты там нужен». Осенью 1839 года Александр тайно уехал в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцами Львом и Макарием.

В 1842 году Александр принимает постриг с именем Амвросий, в память святителя Медиоланского, а в 1845 году становится иеромонахом. Молодой монах работал в пекарне монастыря, стал помощником повара, а позже — келейником у старцев. Старцы очень любили монаха Амвросия, прозирали его великое будущее. Но при посторонних часто испытывали его смирение, делая вид, что «гремят на него гневом».

После поездки в Калугу здоровье молодого батюшки пошатнулось, он серьезно заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

В  возрасте 34 лет, отец Амвросий был выведен за штат по состоянию здоровья, а еще через два года был пострижен в схиму. После пострига он стал себя лучше чувствовать, но всерьёз не оправился уже никогда.

Поражает и то, что при наличии таких тяжелых заболеваний, батюшка  сохранил свой веселый нрав, возрастая в любви к ближним, обрёл величайшие духовные дары. Он продолжал трудиться: занимался переводами святоотеческой литературы (он знал пять языков) и под руководством старца Макария духовно окормлял братию и мирян — к нему за утешением приезжали самые известные личности того времени.

Сила святого старца заключалась в его всеобъемлющей любви, смирении и совершенном незлобии. Он обладал дарами прозорливости, чудотворения, исцеления. Любовь старца к людям, его неизменное стремление поддержать, утешить, согреть и направить людей к Богу известны нам из многочисленных свидетельств очевидцев, проповедей и писем батюшки, цитаты из которых знает каждый православный христианин. Образ старца запечатлён в русской литературе.

До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только стал духовным отцом для множества женщин, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь.

Старец Амвросий Оптинский почил в 1891 году в Шамординском монастыре. Под моросившим осенним дождём тело старца перенесли в Оптину, и ни одна из свечей, окружавших гроб, не погасла.

В 1988 году Амвросий Оптинский первым из Оптинских старцев был причислен к лику святых. Его мощи покоятся во Введенском соборе монастыря.

День памяти мучеников Сергия и Вакха

20 октября наша Русская Православная Церковь чтит память мучеников Сергия и Вакха.

Исходя из церковного предания, мы знаем, что христиане Сергий и Вакх были офицерами в армии соправителя императора Диоклетиана — Максимиана Геркулия, правившего западной частью Римской империи.


В 303 году Римской империей был принят эдикт, отменявший права христиан, требовавший от них соблюдения традиционных римских религиозных практик и обязывавший всех жителей империи совершать языческие жертвоприношения. Христианам запрещалось собираться на молитву, их лишили права обращаться в суд. Началось гонение, вошедшее в историю под названием Великое, во время которого были казнены тысячи людей и сотни тысяч подвергнуты пыткам, заключению и изгнанию. По всей империи жгли христианские богослужебные книги и громили храмы. Начались «чистки» в армии. Военачальникам были разосланы приказы, чтобы все воины принесли жертвы богам или покинули военную службу.

Император, назначив Сергия и Вакха на высокие должности в своей армии, не знал о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением. Максимиан, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются. В наказание за отказ повиноваться приказу Сергию и Вакху с них сняли знаки воинского отличия, одели в женское платье и водили по городу с железными обручами на шее на посмешище толпы. Затем император велел привести к себе их и дружески советовал «не прельщаться христианскими баснями» и обратиться к богам римским. Но те были непреклонны.

Казнить Сергия и Вакха Максимиан сам не стал. Он отдал суд над ними лютому ненавистнику христиан, правителю восточной части Сирии Антиоху, который по иронии судьбы получил свою должность с помощью Сергия и Вакха. «Отцы и благодетели мои! - сказал он святым, - будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Святые мученики ответили, что для них жизнь - Христос, а смерть за Него - приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом.

Вышеуказанные трагические события произошли в городе Ресафе в Сирии, позднее он был переименован в Сергиополь и стал местом паломничества. Храмы, посвященные Сергию и Вакху, были в Маалюле, в Каире, Стамбуле, Риме. Были они и в России, только до нашего времени не сохранились.

До нашего времени сохранилась Свято-Троицкая Сергиева лавра, где ежегодно уставными богослужениями отмечают день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, небесных покровителей преподобного Сергия Радонежского.

Образовательный семинар в Санкт - Петербурге

С 25 сентября по 6 октября на базе Санкт-Петербургского университета ФСИН России прошел образовательный семинар для духовенства, осуществляющего тюремное служение, по программе «Особенности религиозно-просветительской деятельности в учреждениях уголовно-исправительной системы Российской Федерации».

Восемь священнослужителей из шести Митрополий Русской Православной Церкви, окормляющие исправительные учреждения, в течении двенадцати дней слушали лекции по уголовно-исполнительному праву, пенитенциарной психологии, пенитенциарной педагогике и другим дисциплинам, проводимые профессорско-преподавательским составом Университета. По благословению Преосвященнейшего Серафима, епископа Белевского и Алексинского, Белевскую епархию представлял настоятель Свято–Димитриевского храма с. Костомарово протоиерей Петр Соловьев.

Основы тюремного служения и специальная духовная подготовка изучалась под руководством доктора богословия, кандидата юридических наук, председателя отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии, протоиерея Олега Скомороха.

Обучающиеся получили знания о правовых основах исполнения уголовных наказании, о социально-психологических особенностях лиц, содержащихся в местах лишения свободы; систематизировали знания по оказанию духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительской и нравственно-реадаптивной помощи лицам, находящимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Наряду с теоретическими занятиями проводились семинары и практические занятия на базе учреждений УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в рамках которых они провели встречи с осужденными и сотрудниками по вопросам духовного окормления и духовно-нравственного воспитания.

По итогам все священнослужители получили Сертификаты участников образовательного семинара.

Адмирал Феодор Ушаков

15 октября (2 октября по старому стилю) - день памяти праведного воина адмирала Феодора Ушакова.

Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье.

В 1766 году Феодор Ушаков окончил Морской кадетский корпус в Петербурге с получением чина мичмана, после чего был определен на флот Балтийского моря с последующим переводом на юг, в Азовскую флотилию. В августе 1783 года капитан второго ранга Ф. Ушаков прибыл в Херсон, а через два года уже в чине капитана первого ранга прибыл на корабле «Святой Павел» в новопостроенную крепость Севастополь.

В 1787 году Турция объявила войну России. Победы в начавшихся военно-морских баталиях с неприятелем прославили русский флот. Год спустя русская морская эскадра под командованием Ф Ушакова одержала первую победу над превосходящими силами противника у острова Фидониси. По окончании боевых действий контр - адмирал Феодор Ушаков был награжден орденом святого Александра Невского. В 1799 году после взятия крепости Корфу Феодор Ушаков был произведен в чин адмирала. В марте 1801 года он был переведен в г. Петербург.

Адмирал Федор Ушаков провел сорок компаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых судов, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Его флотоводческий гений во многом определил исход русско-турецких войн конца XVIII в. Существенно меньше широкая публика знает о том, когда и за что прославлен в лике святых знаменитый адмирал.

«Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель.  Милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех» - говорили о нем его современники.

19 декабря 1806 года адмиралом Феодором Ушаковым было подано прошение об отставке. Вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского – великого воина в духовной брани. «Жизнь - родине, душа - Богу» - эти слова как нельзя полно характеризуют житие адмирала Российского флота Феодора Ушакова, прославленного ныне в лике святых.

Посвятив всю жизнь служению Родине, Федор Федорович не имел ни семьи, ни детей – и старость его была, как казалось многим, одинокой. Но святой не чувствовал себя таким, ведь с ним была вера в Господа, Церковь, молитва. Адмирал был всегдашним благотворителем и усердным прихожанином Санаксарского монастыря. Он посещал обитель по воскресным, праздничным дням, а во время Великого Поста и вовсе оставался здесь на жительство, ведя почти иноческий образ жизни. Он также делал богатые вклады в обитель.

Усилиями святого был также открыт женский монастырь – Ново-Тихвинский в Екатеринбурге. Благодаря своему огромному авторитету, Федор Федорович смог найти жертвователей для строительства первого храма этого монастыря.

Скончался праведный воин 15 октября 1817 г. в своем имении Алексеевка, отпевали его в находившемся рядом городе Темников, а погребли, согласно его завещанию, – в любимой Санаксарской обители. Когда гроб с телом хотели поставить на повозку, чтобы следовать в монастырь, собравшийся народ не дал этого сделать и до самого Санаксаря нес гроб адмирала на руках, сменяя друг друга.

В 2001 году в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.

Образ флотоводца святого адмирала Феодора Ушакова является символом славы и победоносных традиций российского флота. Житие его является примером воинской доблести и христианского милосердия, строгой приверженности Церкви, праведной непорочной жизни и ревностного служения отечеству.

Его именем названо множество географических объектов, в разных городах установлены памятники. После канонизации в его честь начали строить храмы. Праведный Феодор считается покровителем воинов, особенно моряков; пред его иконой молятся как сами военные, так и их близкие; утешает праведный Феодор и тех христиан, кто потерял на войне родного человека или близкого друга; всех, кто хотел бы стяжать твердую веру во время опасности или гонений – сам имевший этот духовный дар, святой помогает обрести веру и молящимся ему.

Святыми молитвами святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, да будут посланы нашему отечеству мир, благоденствие и процветание.

 

 

 

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика