Паломничество на Святую Гору.
Паломничество – это особый вид служения Господу, связанный с поклонением православным святыням. Слово «паломничество» произошло от латинского «palma» - пальма. Дело в том, что первые паломники отправлялись по святым местам в Палестину, и как палестинский символ, привозили оттуда пальмовую ветвь.
Первой паломницей на Руси была равноапостольная княгиня Ольга, посетившая в X в. Константинополь, чтобы поклониться его святыням. А преподобный Антоний Печерский отправлялся в XI в. на Святую Гору Афон, для получения благословения на создание Киево-Печерского монастыря.
В наши дни, происходит не только возрождение и расцвет храмов и монастырей, но воскресла и исконно русская православная традиция паломничества по святым местам. Богомольцы едут и идут туда для того, чтобы особо почтить, поклониться тамошним святыням. Кто-то просит спасения для своей души, а кто-то молится об исцелении духовном, душевном, телесном для себя или своих близких. По молитвам и прошению с глубокой верой в сердце Господом дается многое.
В нашем интервью мы просим руководителя паломнического Центра Белевской епархии иерея Антония Меркулова, настоятеля Свято-Сергиевского храма города Плавска, поделиться впечатлениями от состоявшейся в ноябре текущего года паломнической поездки по святым местам православной Греции, в которой он участвовал.
- Отец Антоний, пожалуйста, расскажите: по благодатной греческой с кем довелось паломничать и в каких её святых местах побывать?
- В нашу паломническую группу, по благословению Преосвященнейшего Серафима, Епископа Белевского и Алексенского, также вошли член Епархиального Совета, благочинный церквей Щекинского, Плавского, Тепло-Огаревского и Чернского районов, настоятель храма во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» города Щекина иерей Алексей Попов, руководитель епархиального отдела по благотворительности и социальному служению, благочинный церквей Ясногорского района иерей Димитрий Ерохин и прихожанин Свято-Покровского храма города Ясногорска Василий Оаенягре.
Православных святынь в Греции множество. Нам случилось посетить и молиться в ряде монастырей на Святой Горе Афон и в храмах города Салоники. Особенные, глубокие и неповторимые чувства мы испытали на Афоне. Ведь в период своей земной жизни здесь побывала сама Пресвятая Богородица. По церковному преданию, после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и сошествия на апостолов и Матерь Божию, разделявшую апостольские труды, Святого Духа, разрешился вопрос о том, кто и в какой земле будет проповедовать Божественное Евангелие. Богоматери выпала Иверская страна. Отправившись в морское плавание, Ей следовало сначала по велению Божию прибыть на остров Кипр к праведному Лазарю. Однако, во время шторма в Эгейском море, Дева Мария вместе с сопровождавшим Её апостолом и евангелистом Иоанном Богословом оказалась у берегов Афонской горы. Жители Афона, идолопоклонники, услышали глас: «Люди, прельщенные Аполлоном, идите все к Климентовой пристани и встречайте там Марию, Матерь Великого Бога Иисуса!». Прибежав на берег, афонцы увидели Матерь Божию, величественно сходящую с корабля. Благовествуя народу евангельское учение, Она проповедь свою закончила словами, которые афонцы трепетно хранят по сей день: «Сие место да будет мне в удел от Сына Моего». И, благословив народ, добавила: «Благодать Божия да прибудет на месте сем». С тех пор Афон и является для правславных всего мира одним из главнейших святых места – как земной удел Пресвятой Богородицы, Хранительницей которого Она пребывает вовеки. Об истории Святой Горы можно рассказывать бесконечно.
- Батюшка, но ведь и слушать и читать о Святой Горе Афон бесконечно интересно. Особенно женщинам, доступа которым на Афон нет. С чем связан этот запрет?
- Существует предание, что в 422 году было посещение Афона дочерью византийского императора Феодосия Великого, царевной Плакидией. Она намеревалась войти в один и монастырей, построенный на средства ей отца, но ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. Потрясенная царевна удалилась. С того момента на Афоне был положен закон, запрещающий лицам женского пола доступ на Святую Гору, что позже закрепилось и царскими указами. В последние годы Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всем желающим. Однако тогда этот земной удел Богоматери превратится в обычное туристическое местечко. Разве это допустимо? Ведь Афон, являясь частью Греческой Республики, есть самостоятельное монашеское государство. Оно находится во владении особенного православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из двадцати афонским монастырей (среди которых один сербский, один русский, один болгарский, а остальные греческие). Высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в Византийскую эпоху.
- Отец Антоний, какие святые монастыри Агион Орос (Святой Горы) ваша паломническая группа посетила? Какие ощущения вы испытали, какие уникальные святыни посчастливилось лицезреть?
- Три дня и две ночи мы впитывали в себя неземной святой афонский воздух, молились и поклонялись великим православным святыням в монастырях Зограф, Хиландар, Ивер, Ватопед, Свято-Пантелеимонов. Посетили также скит Карейской церкви, принадлежащей Хиландарскому монастырю, в котором пребывает чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Вообще, мы испытали ощущение, что монастыри Афона, построенные прямо на каменистых склонах Святой Горы, возвышаются над уровнем моря более чем на 2000 метров, это величественные крепости с непреступными толстыми стенами, обеспечивающими защиту от недоброжелателей. Джае во время войны ни турки, ни гитлеровцы не тронули святые обители. До сегодняшнего дня в афонских монастырях сохранены древнейшие уникальные чудотворные иконы и церковная утварь, фрески и мозаики, драгоценные христианские реликвии, обширные библиотеки с бесчисленными собраниями древних книг и рукописей.
Например, монастырь Зограф, который мы посетили первым, располагается на северо-западном склоне Святой Горы, в получасе ходьбы от моря. Предание гласит, что он основан в начале XI века тремя братьями родом из Охриды Болгарской. Соорудив небольшую церковь, братья не знали кому, в чье имя посвятить ее и какую икону написать на приготовленной доске. Они усердно молились Богу, и Господь услышал их молитву. Когда они вошли в церковь то изумились, увидев на приготовленной доске лик св. великомученика Георгия Победоносца. Обрадованные, они посвятили обитель св. великомученику Георгию Победоносцу а от этой чудотворной иконы обитель стала называться Зограф, т.е. "Живописец". В момент совершения этого чуда в Фануилевом монастыре, находившемся в Сирии близ города Лидды (отечества св. великомученика Георгия), произошло следующее: прежде, чем всей Сирии, а вместе с нею и Фануилевой обители суждено было быть захваченными и расхищенными варварами, на виду у всего братства живописный образ св. Георгия чудесным образом отделившись от доски, поднялся на воздух и исчез. Игумену этой обители было явление св. Георгия и указание на нахождение образа на Святой Горе в Зографе и уже на новой доске.
Соборный храм посвящен во имя св. великомученика Георгия Победоносца. Здесь хранятся: три чудотворные иконы св. великомученика Георгия: одна, называемая «Зограф», другая - прибывшая из Аравии, третья от молдовлахийского воеводы Стефана VI; чудотворная икона Божией Матери «Услышательница»; частицы животворящего Креста Господня и частицы мощей: св. муч. Стефана, св. великомученика Георгия, архидиакона Стефана, священномучеников Игнатия Богоносца, Антипы и Харалампия, мучеников Никиты, Нестора, Кирика, апостола Андрея Первозванного, Евтихия, патриарха Цареградского и многих других.
Следующим был монастырь Хиландар, который находится на северо-восточном берегу, в получасе от моря. Он основан сербским архиепископом св. Саввой и его отцом св. Симеоном в XII веке как сербский монастырь. Будучи славянской обителью и предназначенный указом греческого царя Алексея III Ангелоса в собственность Сербии Хиландар внес славянский дух и характер во многие обители Святой Горы. Во многих из них, греческих по основанию. Богослужение начали совершать на славянском языке. С 1293 г. благодаря своему второму ктитору - сербскому королю Стефану Урошу Милутину обитель стала быстро процветать, тем более, что в 1348 году в ее стенах более четырех месяцев жил царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар. Соборный храм построен в XIV веке в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это особо почитаемый праздник монастыря (21 ноября по Юлианскому календарю). В этом храме находится чудотворная икона Божией Матери "Троеручица", находившаяся с VIII века по XIII век в Палестинской Лавре Св. Саввы Освященного, в келии св. Иоанна Дамаскина. Икона эта вместе с чудотворной иконой «Млекопитательница» и пастырским жезлом св. Саввы Освященного была дарована св. Савве Сербскому. Хранятся здесь также чудотворные иконы "Акафистная" и «Попская». В Соборном храме по правую сторону клироса находится гробница в которой почивало нетленное тело св. Симеона, перенесенное в последствии в Сербию. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плодам которой приписывают целебную силу, особенно для неплодных супругов. Из святынь обители хранятся части животворящего Креста Господня, тернового венца, крови, трости и пелен Христовых; часть смирны из даров волхвовых и частицы мощей следующих святых: Евтихия патриарха Цареградского, преподобного Симеона Столпника, Григория Богослова, мучеников: Евстратия, Марины, патриарха Никифора, св. Пантелеймона, пророка Исаии, Иоанна Предтечи и других.
Было также совершено нами паломничество и в Иверский монастырь. Он основан в конце Х века на развалинах совершенно запустевшего Климентова монастыря. Строителями его были царственные иноки Иоанн, сын его Евфимий и родственный им Георгий, бывшие родом из Иверии (Грузии) и происходившие из грузинской династии Багратионов. Название Иверского монастырь получил от своих ктиторов и насельников – иверцев. Главный Соборный храм монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Кроме Соборного храма в монастыре находятся еще три малые церкви: Богородицы «Вратарницы» («Портаитиссы»), св. Предтечи и Крестителя Иоанна, Собора св. Архангелов и пятнадцать параклисов. Из монастырских святынь находятся часть животворящего древа Креста Господня и частицы мощей святых: Феодора Стратилата, Михаила Синадского, великомученика Пантелеймона, мученицы Фотинии, Евпраксии и Параскевы, великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоустого, бессребренников Космы и Дамиана, апостола Петра, евангелиста Луки, апостола Варфоломея, Афанасия Великого и многих других. Вблизи Иверского монастыря на берегу моря указывают место, называемое в древности Климентовою пристанью, к которой, по преданию, пристал корабль с Богоматерью.
Особые впечатления были испытаны при посещении греческого монастыря Ватопед. Этот монастырь - один из самых древних, богатых и обширных монастырей на Св. Афонской Горе. По преданию он основан равноапостольным царем Константином в первой половине IV века, но в том же столетии был разорен богоотступником Юлианом. В конце того же столетия был восстановлен греческим императором Феодосием в признательность Богу за спасение от потопления царственного его сына Аркадия. В 862 году он был вторично разорен арабами, а в Х веке, по совету преподобного Афанасия Афонского, возобновлен тремя адрианопольскими богатыми гражданами - братьями: Афанасием, Николаем и Антонием. Соборный храм монастыря, один из самых обширных на Афоне, построен в Х веке, посвящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В нем сохранились фрески XIV века, а также несколько мозаик. В него ведет величественное преддверие, из которого вход в два пространных притвора: внешний и внутренний. По обеим сторонам притворов два придела; по праву сторону - святителя Николая Чудотворца, по левую - св. великомученика Димитрия Солунского; над последним приделом находится еще небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрады» или «Утешения». В монастыре находятся чудотворные иконы Божией Матери: "Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская», «Отрады» или «Утешения», «Елеоточивая» и чудотворная икона Божией Матери над вратами. Бесценная святыня Ватопеда – Пояс Святой Богородицы. Я уверен, множество наших сограждан помнят памятные дни октября - ноября 2011 года, т.к. более месяца великая христианская святыня, Пояс Пресвятой Богородицы, находилась в России. Этой святыни смогли поклониться тогда более 3 млн. человек.
- Отец Антоний, вероятно, не менее глубокие чувства вы испытали, пребывая и в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре?
- Разумеется, ведь и у русского монастыря на Святом Афоне своя история и своё настоящее. Монастырь Св. Пантелеймона построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Св. Афонской Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.
Русский монастырь основан во времена св. равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII века, вследствие многочисленности, братия переселилась в Нагорный Руссик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря. В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским обителям. Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленность братии, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным Соборным храмом, построенным в XIX веке и посвященным св. великомученику и целителю Пантелеимону (день памяти 27 июля по Юлианскому календарю). В этом храме хранится глава св. великомученика Пантелеимона и частицы мощей следующих святых: Иоанна Предтечи, преподобномуч. Стефана Нового, Параскевы, великомуч. Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и многих других. Второй Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы; здесь хранятся многочисленные мощи святых: Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирила Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимскою», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия. Третий храм посвящен во имя святителя Митрофана Воронежского чудотворца. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. По сообщению древних путеводителей братства насчитывалось около 3000 человек, в настоящее время в монастыре 40 монахов.
- Отец Антоний, три дня и две ночи вы, паломники, не только наблюдали, но каким-то образом и разделяли порядок жизни монахов по уставам святых афонских монастырей. Настолько ныне они строги и историчны?
- И сейчас все монастыри на Афоне живут по строгим законам и уставам, сложившимся в Византийскую эпоху. Видите ли, даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на золотой булле византийского императора Константина Мономаха (1060 г.), которая была лишь немного изменена за прошедшие тысячелетия. Жизнь монахов проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Многочасовые Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом утром и вечером. В свободное от молитв время иноки возделывают землю, пишут иконы, изучают писание святых отцов Православной Церкви.
- Батюшка, в городе Салоники вы посещали храмы. А в храме Святого великомученика Димитрия Солунского были?
- Разумеется. В первую очередь. Ведь этот храм – духовное сердце Салоник. Церковь именует великомученика Димитрия – Мироточивым. В 306 году святой Димитрий мученически пострадал за Господа, а мощи его и ныне мироточат. У раки святого многолюдно. Здесь и греки, и множество паломников со всего православного мира. Путь на Святую Гору Афон проходит через Салоники. Поэтому все афонские паломники приходят в храм святого Димитрия полониться великомученику.
Беседовала Таисия Берникова.