«Икона на рези».


 

В январе и феврале в Крапивенском отделе ФГБУК ГМПЗ «Музей-усадьба» Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» прошла выставка резных икон.

За это время ее посетили учащиеся МОУ «Николо-Упской основной общеобразовательной школы №37», учащиеся Крапивенской средней школы № 24, жители МО «Крапивенское». 

На открытии выставки присутствовал настоятель Свято-Никольского храма п.Крапивна о.Владимир Рост. Он показал православный фильм «Икона» и рассказал об истории христианских изображений и иконописи в Древней Церкви и в наше время.

В православном понимании икона - это окно в горний мир. Через икону «надмирная» святость являет себя земному миру, и человек возводит свой ум от образа к Первообразу.

Появление резных икон на Руси датируется XI веком. Традиция «икон на рези» была позаимствована у Византийцев. Богатые леса и наличие умельцев на все руки, значительно поспособствовало распространению данного вида искусства. Кроме того, расписные темперой иконы были удовольствием не из дешевых. Да и сами живописцы встречались гораздо реже резчиков по дереву. Изначально иконы вырезались из камня, однако это было не очень практично и забирало много времени, потому большую популярность приобрели иконы, которые стали резаться из древесины ценных пород или же и кости.

«Икона на рези» - под этим названием встречаются в древних летописях объемные иконы, вырезанные из дерева. А мастеров-резчиков звали на Руси - рез, древодел, деревщик или сницарь.

Берясь за любую работу, народные умельцы вырезали иконы и для храмов и для домов простого люда. Из дерева делали всё: и кресты, и складни, и образки, используя при этом ту древесину, что росла в лесах. Однако более дорогие изделия, все же изготавливались из импортного материала.

При украшении резных икон использовали те же методы, что и при украшении живописных. Готовые работы обрабатывали сусальным золотом, серебром, темперой, украшали драгоценными и полудрагоценными камнями. Оберегаясь от воздействия влаги, дерево обрабатывалось маслом, лаками и воском. XVI – XVII являлся веком расцвета и оставил потомкам большое количество прекрасных работ.

По стилю резьбы представленные в музейных собраниях резные иконы делятся на два типа – пластический, со стремлением к реалистичности и естественности в передаче изображения деталей анатомии, одежды, и архитектурного окружения; и плоско-графический, в нём контуры изображений обрабатываются прямым обрезом, а детали наведены орнаментально-графическими линиями. В обоих случаях рельеф остаётся низким и ограничен высотой пластины, из которой нарезан. Кроме того, делятся иконы и по способу обработки фона – есть иконы с выбранным фоном, и есть со сплошным, глухим. Некоторые иконы расписывались поверх резьбы темперными красками, а некоторые имели оклады, что говорит об их равном почитании с иконами живописными.

Орнаментальное обрамление призвано напомнить о замечательном резном убранстве русских храмов, рождающем чистую радость в сердце.

 

 

Хланта М.В., Свято-Никольский храм п. Крапивна.

 

© Щёкинское благочиние, 2011 - 2015.

© Автор рисунка Александр Потетинов.

Яндекс.Метрика